13.02.2015 09:00:00
Канадский дом на алтайской земле
Почему у нас не прижились западные технологии быстрого возведения домов, несмотря на их дешевизну
Технологии быстрого возведения домов очень популярны во многих странах мира. Два-три дня, и дом готов, справляй новоселье. В России так тоже когда-то умели: соберутся всем селом и построят соседу дом за один день – сруб с крышей, а дальше уже сам обустраивайся. Добрая традиция, похоже, осталась в прошлом. Каждый сам по себе, как на Западе, где технологии скоростной постройки дома и зародились. Подход простой: дом строится на заводе, затем частями перевозится на место и за день-другой собирается «под ключ» на уже подготовленном фундаменте. Одно время в СССР быстровозводимые дома начали строить массово. Потом все это заглохло. Почему в Алтайском крае не пользуются популярностью быстровозводимые дома, ведь они существенно дешевле домов из кирпича или дерева? Почему прекратилась их массовое производство и есть ли вероятность, что оно возобновится в условиях экономического кризиса и снижения доходов жителей региона?
С этими вопросами Журнал "Стройка-Алтай" обратилась к декану строительно-технологического факультета Алтайского государственного технического университета им.
И.И. Ползунова Ивану Харламову.
Финские, они же шведские
Технологией быстрого возведения домов малой этажности власти в стране заинтересовались еще в 1970-е, а в1980-е годы они получили в нашей стране широкое распространение. Именно так: распространение, а не популярность. Хотя непривычного вида «финские домики», безусловно, вызывали немалый интерес сельских жителей, казались весьма привлекательными. Особенно впечатляли сроки строительства. За какой-то месяц – как по волшебству - в деревне целая улица могла появиться.
В Алтайском крае в 80-е был построен завод полносборного домостроения «Алтайагрожилстрой» производственной мощностью 3,5 тысяч одноквартирных жилых домов усадебного типа в год. Предприятие находилось в Новоалтайске. Как вспоминает Иван Викентьевич, лет десять этот завод проработал. В результате дома, изготовленные по шведской технологии и на шведском оборудовании, стоят сегодня по всему краю. Тысячи шведских домов, которые на Алтае почему-то называют финскими. Первый поселок из таких домов был построен в Новоалтайске рядом с заводом.
Дома строились так. Существовало три варианта фундамента в зависимости от площади дома и планировки. Селяне по выбранной схеме сами заливали фундамент и ждали, когда привезут финский дом. Везли его на трех КамАЗах-панелевозах, за которыми следовал автокран. Сборка деревянного каркаса и полный монтаж дома занимал сутки-двое, так как на заводе изготавливалась вся надземная часть: наружные и внутренние стеновые панели, панели перекрытия и кровельные, а также панели фронтонов с готовой отделкой, как внутренней, так и наружной. Вплоть до того, что на стеновых панелях уже были обои наклеены. Внутри панелей уже были проложены полная разводка инженерных сетей, электропроводка.
В Советском Союзе было всего три таких завода – кроме Новоалтайска еще в Перми и где-то в Прибалтике. Перед нашим заводом была поставлена задача обеспечить быстровозводимыми домами территорию от Урала до Дальнего Востока. Дома поставлялись в Новосибирскую, Кемеровскую, Читинскую области и другие регионы страны, даже в Чечню. В общем, логистика, считает Иван Харламов, не была продумана. Вот представьте: с завода дом«выходит» недорогой, экономически выгодный, но когда его за тысячи км отвозят на трех панелевозах плюс автокран сопровождения, стоимость такого дома существенно вырастает. Плюс плохие дороги: КамАЗы домой убитые возвращались. Хотя конструкции тряску выдерживали, не деформировались и не рассыпались.
Но репутация у шведских домов не очень хорошая. Очень уж много было минусов, вспоминает Иван Викентьевич. Во-первых, в качестве внутренней и внешней обшивки каркаса использовались ДСП отечественного производства. «Поначалу, насколько я знаю, шведы рассчитывали поставлять нам свои ДСП - качественные, экологически безопасные, в их производстве применялись совершенно безвредные для здоровья людей клеи, - рассказал Харламов. - Наши же плиты были изготовлены на основе фенолформальдегида. После постройки здания он выделялся в огромных количествах, в сотни раз превышающих ПДК. Жить в таких домах было невозможно, особенно в первый год. У жильцов возникали всевозможные аллергические заболевания, другие недомогания». В общем, радость новоселов была недолгой, начиналась длительная работа по приведению жилья в нормальное состояние. Бывало, жильцы по году пытались снизить концентрацию фенолформальдегида, ежедневно да по нескольку раз протапливая и проветривая дом. СЭС многократно предпринимала попытки запретить производство этих домов, но тщетно.
Второй проблемой, вспоминает Харламов, было применение не совсем качественного теплоизоляционного материала – минеральной ваты «советского образца». Сегодня минвата в технологии производства быстровозводимых домов также активно используется, но это уже совсем другого качества материал.
Утеплитель – стекловата?
Деревянный каркас шведского домика обшивается снаружи и внутри ДСП. Между плитами – утеплитель, минеральная вата (стекловата, как тогда ее называли). Снаружи дом обшивался асбестоцементными листами (т.н. «плоским шифером») для защиты от атмосферного воздействия. Минвата в СССР использовалась самого низкого качества. Другой и не надо было, так как предназначение минеральной ваты – теплоизоляция не жилых домов, а трубопроводов. Этот утеплитель был рассчитан на небольшой срок эксплуатации: при ремонте трубопровода старая минвата выбрасывалась, новая наматывалась.
В общем, только с виду шведский дом в советском исполнении был хорош. Но кому довелось жить, знает, что между элементами каркаса были зазоры, пустоты. Стыки панелей продувались, их теплоизоляционные свойства были низкими. Да и толщина стен была не для нашего климата. Стены были тонкими, печь в доме (она, кстати, шла в комплекте) приходилось топить даже не два раза в сутки, как обычном кирпичном или деревянном доме, а три-четыре.
В общем, идея была хорошая, считает Иван Викентьевич, но, заменив импортные стройматериалы отечественными, мы тем самым канадскую технологию производства быстровозводимых домов дискредитировали и, похоже, надолго. Видно, сильно обожглись в свое время.
В других странах эти технологии дальше развивают, совершенствуют. В России технологии также применяются, но не повсеместно. Например, в Королёве Московской области, где построили большой поселок из быстровозводимых каркасно-панельных домов. Местные предприниматели на свой риск привезли из США три типа домов, вложили деньги в строительство двух небольших заводов (первый - по выпуску панелей, второй - по производству железобетонных конструкций). Сами же инвестировали средства в застройку поселка.
«С ДСП связываться не стали. ОСП-панели были заменены на фанеру. Внутри деревянного каркаса – та же минеральная вата, но уже качественная. Изнутри каркас обшивался гипсокартоном, снаружи - пенопластом, поверх которого – мокрая штукатурка по сетке. В итоге дома получились очень хорошие по качеству, недорогие по стоимости, теплые. Был там, сам видел», - говорит Харламов.
По мнению декана строительно-технологического факультета, каркасно-панельные дома – не самый лучший способ капиталовложений, так как дома довольно быстро устаревают физически. "На Западе иная философия, - замечает Иван Викентьевич. - Там не строят дома на века. На 20-30 лет и достаточно, а затем - бульдозером и строят новый дом".
Попытка засчитана
В Алтайском крае тоже предпринимались попытки возобновления строительства быстровозводимых домов по канадской технологии. В ХХI было построено два производства. Один в Новоалтайске – цех по производству быстровозводимых домов на территории картонно-рубероидного завода. Еще один цех был построен в Бобровке. Но, мягко сказать, бума строительства быстровозводимых жилых домов в регионе это не вызвало. Хорошими продажами ни там, ни там похвастаться не могут. Харламов считает, что это потому, что по душе нам больше все же дома деревянные и кирпичные, которые воспринимаются как более надежные, капитальные, соответствующие общепринятому представлению «мой дом – моя крепость».
Но технологии БВД развивать надо, они перспективные, считает Харламов. Но тут же уточняет: если использовать качественные и экологически безопасные стройматериалы. И лучше без минеральной ваты в качестве утеплителя, хотя она сейчас и неплохого качества и, например, в США используется в 80% каркасно-панельных индивидуальных домов.
«Несколько лет назад московская фирма за два дня построила экспериментальный дом из пеногипса. Пеногипс, или каменное дерево – популярный сегодня материал для утепления стен, - считает Харламов. - В технологии используется пенобетон и гипс. Опыт строительства из пенобетона в крае имеется. Но есть недостаток: толщина слоя пенобетона по технологии заливки не превышает 60 см, поэтому на заливку стен одного этажа может понадобиться 5 дней. Пеногипс мне нравится куда больше. Из него можно делать несущие стены. Это экологически чистый материал. Влага, которая находится в гипсе, имеет схожий химический состав с влагой на коже человека».
Месторождений гипса в Алтайском крае много, в том числе есть и крупные. Гипс хорош еще и тем, что быстро схватывается. Поэтому в производстве пеногипса следует использовать добавки, замедляющие схватывание гипса. Такие добавки существуют, подобрать их несложно.
Технология строительства такова: сначала монтируется легкий каркас, после чего с двух сторон обшивается, внутрь заливается пеногипс. «Возможно, в будущем эта технология будет использоваться в 3D печати домов», - говорит Харламов.
Почему жители Алтайского края слабо интересуются быстровозводимыми каркасно-панельными домами? Наверное, потому, что не в традиции это, что психологически такие дома нам не кажутся очень надежными в сравнении с деревянными домами, кирпичными. В Новосибирске, например, для развития в Сибири канадской технологии строительства быстровозводимых домов была создана компания «Канадский дом». Но не смогли удержаться на рынке. Нет у людей доверия. Хотя и видят – выгодно. Но не решаются.
Королёвский вариант
Возможно, единственно верным способом внедрения в практику технологии быстровозводимых жилых домов является вариант, примененный в городе Королев. Дома в том поселке раскупили охотно, живут, претензий к застройщику не имеют. Но там компания сначала разработала генплан, построила два заводика, затем поселок, провела в нем инженерные коммуникации, построила коммунальную инфраструктуру и только потом стала предлагать потенциальным покупателям готовые дома. Застройщиков, готовых сегодня взять на себя все затраты (на строительство завода и поселка канадских домов), не находится. А ситуация в экономике не способствует крупным капиталовложениям в довольно рискованные проекты. К тому же строительство инфраструктуры, как ни крути, а должно брать на себя государство. Как, например, оно это делает в рамках госпрограммы «Жилье для российской семьи». По условиям этой программы застройщики обязуются продавать жилье в новостройках не дороже 30 тыс. рублей за квадрат, а государство берет на себя финансирование прокладки сетей. Каркасно-панельные дома будут стоить еще дешевле. И дело пойдет, если создать для инвесторов благоприятные условия.
«Я в модуле!»
Еще одним вариантом быстрой постройки малоэтажного жилья является модульное (или, точнее, модульно-блочное) строительство. В нашей стране оно также не очень популярно. Возможно, потому, что известно пока не многим. Но, по всей видимости, в Минстрое на этот вариант массовой застройки уже обратили внимание. Недавно были названы финалисты 1-го Всероссийского градостроительного конкурса. Среди них – экспериментальный малоэтажный дом «Улитка» в Москве (построенный по проекту сборного дома-улитки). По мнению Ивана Харламова, модульно-блочное строительство – направление перспективное. Но стоить модуль будет дороже, чем каркасно-панельный дом, так как материалы используются другие и в большем количестве, чтобы обеспечить большую жесткость конструкции.
Сегодня только в одном городе страны, Краснодаре, построен завод по производству объемных блоков (модулей) для многоэтажного домостроения. Но продвигать эту технологию не так просто: люди сегодня предпочитают квартиры со свободной планировкой, с возможностью перепланировки на свой вкус. Кроме того, блоки, как правило, крупногабаритные (по сути, блок – это комната), и их весьма проблематично перевозить.
Вообще вариантов строительства быстровозводимого жилья в мире великое множество. Например, растет популярность строительства домов из железнодорожных контейнеров. Перспективной Иван Харламов считает технологию каркасного строительства с использованием соломенных блоков. «Мы к этому относимся недоверчиво, предвзято, а зря, - говорит Иван Викентьевич. - Дом получается очень теплым». Ставку на эту технологию сделали белорусы и не пожалели. Технология проста: двойной деревянный каркас утепляется соломенными блоками шириной 60 см, снаружи на металлическую сетку наносится штукатурка. Получается дешево, качественно и энергоэффективно. Особенно подойдет территориям, где нет никакой стройиндустрии, а соломы – полно.
Дома из клееного бруса – как говорится, тоже вариант быстрой постройки. Монтаж занимает считанные дни. Дом получается добротный, но и стоить он будет значительно дороже каркасно-панельного. А кроме того, такие дома, по словам Харламова, не соответствуют нормам «зеленого дома».
Камень преткновения
Для запуска «канадских домов» в массовое производство в Алтайском крае есть практически все необходимое в производстве стройматериалов сырье. К тому же курс на импортозамещение, по всей видимости, взят основательный, не на один год. Но стройматериалы нужны относительно недорогие, а это в Алтайском крае проблематично. По одной простой причине: энергоресурсы очень дороги, от этого себестоимость производства промышленной продукции (в данном случае стройматериалов) выше, чем в других регионах. В той же Иркутской области, где есть ГЭС и электроэнергия в разы дешевле. С иркутским бизнесом конкурировать нет никакой возможности, хотя те ГЭС строили всем миром.
Подведем итог?
«Какие технологии быстрого строительства жилья - из всех существующих – для Алтайского края наиболее оптимальны и перспективны? Все же это каркасно-панельное домостроение, - считает Иван Харламов. - И заводы большие не нужны. Производство можно разместить даже на нескольких сотнях квадратных метров. Такие заводики можно сделать мобильными: застроил территорию, перевез в другой район, там начал строить другой поселок. Транспортные расходы таким образом можно сократить до минимума.
Наиболее жизнеспособен такой бизнес-подход: я продаю не участок под застройку, а участок с готовым домом. Поселки должны иметь всю необходимую инженерную инфраструктуру».
Типы быстровозводимых домов:
- На основе использования металлического каркаса и сэндвич-панелей;
- На основе использования деревянных каркасов и панелей из дерева;
- На основе использования облегченного каркаса, с двусторонней обшивкой стен и применением внутреннего утеплителя;
- Собранные из блок-контейнеров (модульно-блочные дома).
Плюсы и минусы каркасного дома:
Плюсы: 1.Монтаж в любую погоду. 2. Идеально ровные стены. 3. Быстрый монтаж. 4. Подойдет любой фундамент. 5. Не дает усадки благодаря легкости конструкции. 6. Низкая себестоимость. 7. Фиксированная стоимость. Смета не успеет вырасти, так как дом строится очень быстро. 8. Исключаются расходы на охрану стройплощадки с материалами и техникой. 9. Прочность и сейсмоустойчивость. 10. Привлекательный внешний вид. 11. Не нуждаются в отделке. 12. Невосприимчивость к климатическим условиям.
Минусы: 1. Не очень хорошие звукоизоляция и герметичность. 2. Ремонт ограничен. 3. Следует продумать систему вентиляции. 4. Срок службы меньше, чем у дома из дерева или кирпича.
Модульный дом: плюсы и минусы
Плюсы: 1. Поставляются готовыми, с окнами и дверьми, проводкой и трубами. 2. Сверхбыстрое возведение (1 день). 3. Намного дешевле деревянного и кирпичного домов.
Минусы: 1. Ограничение по высоте (не больше двух этажей). 2. Далеко не каждая компания в состоянии наладить производство качественных модульных домов.
Как собирается каркасный дом
1. Собирается каркас из деревянного бруса. 2. Внутри каркас обшивается гипсокартонном, снаружи – ОСП-плитой (OSB-плитой, представляющей собой многослойную панель из древесной стружки). 3. Коммуникации проводить не надо – они уже в стенах. 4. Утепление пенопластом (по уровню теплоизоляции равноценно полутораметровой кирпичной стене).
Справка
Технологии быстрого возведения малоэтажных домов используются в строительстве не только жилья, но также и нежилой недвижимости – промышленных объектов, складов, торговых помещений, офисов, административных зданий. Эти технологии могут также с успехом применяться в строительстве типовых сооружений (спортивных центров, зданий автосервисов, общежитий и туристических объектов). Исключение – здания, которые должны соответствовать требованиям повышенной безопасности (банки, тюрьмы).
Андрей Воронов.
Назад в раздел