Константин Паньшин
(газета «Мы и Здоровье»):
5 удивительных фактов о сантехнике, о которых вы могли не знать
Всю жизнь для меня, выросшего в городской квартире, из коммунальных удобств самым незаменимым было водоснабжение. Я легко переношу отсутствие электричества, газа, и даже отопления (хотя, также неотъемлемой части сантехнической инфраструктуры). Но вот отсутствие воды всегда было для меня кошмаром. Именно поэтому работа сантехника мною всегда воспринималась, как нечто священное, и это было одним из факторов выбора специальности, по которой я (вместе с Евгением Берсеневым из ИА «Амител» и Константином Гановым из журнала «Стройка»)прохожу обучение в Алтайском архитектурно-строительном колледже в рамках конкурса «Журналист меняет профессию».
В ходе обучения сантехническим премудростям разрозненные представления о том, что в ванной комнате есть кран, а где-то там под землей закопанная на глубине труба, сложились в общую и целостную картину с довольно интересными фактами, о которых большинство, уверен, даже не подозревает. Предлагаю с ними ознакомиться:
Факт №1: сантехников в России больше нет!
Профессия, которая в советское время назвалась «слесарь-сантехник» с 2010 года называется иначе: как следует из «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», сегодня людей с газовым ключом называют «монтажник сантитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования». Отсюда и главная наша задача: создание максимально благоприятных условий среды для жизни и труда, соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям. Без нас вы задохнетесь в вредных испарениях, замерзнете или умрете от невыносимой жары в отсутствие воды, но с нечистотами. Сантехнические работы относятся к разряду скрытых, цена допущенной в них ошибки очень высока из-за чего работа сантехника на строительном объекте является одной из самых высокооплачиваемых и дорогих. Особенно, когда нужно сделать не только правильно (с точки зрения расположения санитарно-технических приборов), но еще и красиво (с точки зрения дизайна).
Факт№2: деньги не пахнут благодаря гидравлическому запору
Наши сантехники любят от случая к случаю цитировать слова римского императора Тита Флавия Веспасиана, правившего в семидесятых годах нашей эры, о том, что деньги не пахнут. Именно этот император решил обложить налогом все платные туалеты в городах Римской империи, чем заслужил упрек сына Тита. Легенда гласит, что Веспасиан дал понюхать своему отпрыску металлические монеты, поступившие по туалетному налогу и тот убедился, что «деньги из мочи», действительно, не пахнут.
Платные римские туалеты, следует заметить, сильно отличались от современных общественных уборных: пол выкладывался цветной мозаикой (этому в архитектурно-строительном колледже тоже обучают) с изображением дельфинов, а в центре журчал фонтан! Разумеется, это были не обычные уборные и не для всех: именитые граждане ходили туда делиться новостями, вести философские и политические беседы, заключать сделки. В самых больших одновременно заседало по 50 человек: сиденья располагались полукругом по периметру, а отходы поступали в проделанные для этой цели каналы, по которым постоянно текла вода. Причем уже тогда инженеры задумывались о гидравлических запорах, исключающих выход любых газов обратно из канализации: сегодня такие устройства устанавливаются на все ванны, раковины и биде, а в унитазах они и вовсе предусмотрены конструкцией (именно поэтому в унитазе вы всегда видите воду).
Римские граждане попроще и победнее пользовались установленными на улицах специальными емкостями, которые регулярно вычищались специальной службой: выливались в клоаку – общую канализационную систему. Система эта называлась клоака Максима, ее общая длина составляла 800 м, из которых 320 проходили под землей, равно как и ведущие к ней каналы от общественных уборных (в Риме их было 144). В те времена, как и сегодня в Барнауле, все канализационные проводы делались с небольшим уклоном, а значит и все сточные воды уходили самотеком в реку Тибр. Система римских акведуков (прообраз водопроводов) выглядит не менее грандиозно: к 3 веку нашей эры ее общая длина достигала 400 километров!
К общей римской канализации можно было подсоединить и частный дом, после уплаты совсем не маленького налога «клоакориума», да и работа римских сантехников, преимущественно каменщиков, которые строили также и систему акведуков, стоила совсем недешево. У них (сантехников) даже своя богиня была, покровительница подземных вод и канализации Клоакина (ее статуя стояла возле клоаки Максима), которая дружила с Крепитом – богом туалетов.
Факт№3: чума пришла в Европу из-за отказа от канализации
В «просвещенной Европе» мыться не просто не любили - признавали еретичеством! В европейских дворцах нужду было принято справлять прямо на портьеры, отбросы выплескивать в окна, а туалетную бумагу там вообще начали использовать только в 19 веке! Помыться за всю свою жизнь только два раза (как Людовик 14 и некоторые из королев) у католиков тех времен почиталось за подвиг! Лишь очередная любовница Людовика 15, маркиза де Помпадур ввела в моду принятие ванн – как отличный способ избавления от привычной для тех времен телесной вони. Как в таких условиях можно было избежать полчищ больных крыс и насекомых (вместо мытья средневековые европейские дамы использовали специальные палочки вшигонялки)? И почему никто из «просвещенных европейцев» не догадался, что именно антисанитария и пренебрежение элементарной гигиеной является главной причиной бесконечных эпидемий чумы, тифа и прочих болезней? Даже после того, как в 1131 году старший сын Людовика шестого помер от инфекции, подхваченной, из открытого стока, куда тот упал на прогулке: Париж, в котором это произошло стоит на месте древнеримского города Лютеции, где ранее действовала нормальная подземная система канализации, которую парижане забросили в пользу открытых зловонных уличных канав, самоочищавшихся от дождя к дождю.
Но самый главный вопрос в том, для чего с приходом христианства в Европу обязательно нужно было отказываться от таких достижений древнего Рима, как бани, акведуки (прообразы современных водопроводов) и клоаки? Ведь в христианской России никто бани отменять не стал: ограничились условным запретом на совместную помывку мужчин и женщин, не состоящих в браке…
Факт №4: трубная резьба в России измеряется в дюймах, а не сантиметрах
Даже когда молодая советская страна перешла с устаревших вершков и аршинов на международную систему единиц измерений (метрическую) – водопроводные трубы, равно как и некоторые образцы военного производства так и оставили в дюймах. Страна импортировала не столько товары военного назначения, сколько технологии, особенно во время поступления западной военной техники по Лендлизу (американцы до сих пор не могут отказаться от имперской системы) и конструкторам проще было работать с дюймами, чем каждый раз делить на 25,4 (именно столько миллиметров в стандартном дюйме).
Сегодня вся импортная и отечественная сантехника в России соединяется на дюймовой резьбе, которая от метрической (используемой в крепежных изделиях) отличается шагом резьбы (расстояние между гребнями, измеряемое в количестве ниток резьбы на дюйм длины трубы), а также углом профиля резьбы (в метрической резьбе угол составляет 60 градусов, а в имперской - 55). Это значит, что вы не сможете навинтить обычную гайку на трубу, даже если она подойдет по диаметру: для этого понадобится специальная, трубная гайка с трубной же резьбой.
Самые распространенные диаметры водопроводных труб также определяются в дюймах, правда так называемый «трубный дюйм» серьезно отличается от дюйма обыкновенного: он равен 32 мм! Именно он и берется за основу при нарезке резьбы, чем мы и занимались на первых занятиях: при помощи специального ручного инструмента – клуппа, и электрического трубореза с функцией нанесения резьбы. Затем при помощи муфт, обычного льна и пасты скручивали свои изделия для проверки на герметичность. Проверку водой под напором прошли все. А еще узнали, что такая несколько поустаревшая внутридомовая (внутриподъездная) система из металлических дюймовых, ¾-дюймовых и полудюймовых труб (с дюймовой же резьбой) до сих пор используется даже в новых домах, как наиболее вандалоустойчивая и наименее затратная. И герметичность в таких соединениях достигается при помощи все того же льна, что и в раннесоветский период. Так что хоронить советские трубы не спешите.
Факт№ 5: Водопровод бывает деревянным
К слову о канализационных и водопроводных трубах: бывают они не только металлическими (медь, железо, сталь, чугун), железобетонными, асбестоцементными и полипропиленовыми (как вариант - металлопластиковые). В России до сих пор действуют участки водопроводов и канализации, построенные еще в позапрошлом веке из керамических и даже деревянных труб, собранных из ламелей и обхваченных обручами по примеру бондарных изделий.
Остатки бамбуковых водопроводов, датируемые пятым тысячелетием до н.э. встречаются в Китае; в Фивах (древняя столица Египта) действовал каменно-деревянный водопровод, полностью обеспечивающий водой огромный по тем временам город; в расположенном посреди пустыни Вавилоне успешно работала система подачи воды из артезианских скважин по городским стенам, что позволяло разводить огромные сады на террасах императорского дворца. Те же акведуки, которыми так хвастались римляне, придуманы были задолго до них, на Ближнем Востоке. А самым первым акведуком считается древний открытый водопровод длиной 300 метров и высотой до 10 метров возведенный более 7 тыс. лет назад Ассирийцами из известняка. Он доставлял воду в город Нивею полная длина водопровода которого превышала 80 километров!
На Руси первые центральные водопроводы появились на рубеже 13-14 веков, то есть раньше, чем в Европе. Правда, связано это было не столько с санитарно-гигиенической составляющей, сколько с необходимостью водоснабжения городов и крепостей во время боевых действий при осадах. В частности, во время раскопок на территории Великого Новгорода были обнаружены остатки канализации с гончарными и деревянными трубами. Похожие системы найдены в древних городах Кавказа, Средней Азии, на территории занятой сегодня Украиной.
Первые водонапорные башни с водопроводами для московского кремля появились в 17 веке: вода из реки в деревянные баки на башнях закачивалась специальной машиной на конной тяге, а оттуда по свинцовым трубам уже поступала во дворец.
В Барнауле первые водопроводы и канализации были деревянными, причем строились они с применением самой прочной и устойчивой к гниению природной древесины – лиственницы. Специалисты датируют прокладку первых водопроводов в Барнауле тридцатыми годами девятнадцатого века, когда лиственница активно использовалась при закладке фундамента горного училища. Ее остатки были обнаружены в конце шестидесятых годов прошлого века совершенно случайно, когда барнаульский водоканал прокладывал ливневую канализацию на пл. Свободы. Ну а поскольку полноценных раскопок после этого никто не делал – протяженность первого барнаульского трубопровода и направление – не известно. Хотя, сегодня на географическом факультете АлтГу уже есть оборудование, позволяющее проводить такие исследования без раскопок, посредством геолокации.
Первые официально задокументированные данные о водопроводе в Барнауле относятся к дореволюционному 1910 году, когда был запущен первый участок современного чугунного водопровода, который до 2016 года обзавелся насосной станцией и железобетонными резервуарами. Оборудование для этих целей закупалось импортное, а единицы измерения, как и сегодня, использовались из имперской системы единиц измерений.
Константин Паньшин
Газета «Мы и здоровье»
PS.
В следующий раз я расскажу о том, каких заболеваний можно избежать при правильном устройстве систем вентиляции и теплоснабжения, а также о том, почему летом в центре Барнаула так неприятно пахнет.