Растет число противников строительства автотранспортного тоннеля под вокзалом
Кажется, еще немного, и Барнаул окончательно встанет в пробках. Откладывать на потом решение проблем транспортной сети города уже не получается. Денег, конечно, как не было, так и нет, но тема обсуждается активно. Как уже писал «Алтайский строительный портал», в конце прошлого года возобновилось обсуждение темы строительства автотранспортного узла в районе железнодорожного вокзала. Проект ждет своего часа больше 30 лет. У него есть как убежденные сторонники, так и яростные противники. В их числе, как это ни покажется странным, – бывший главный инженер проекта Никитин. Его контраргументы Журнал "Стройка-Алтай" привела в №7 («Вениамин Никитин: «Транспортный тоннель под вокзалом Барнаулу не нужен»). В этом номере к обсуждению подключились завкафедрой организации и безопасности движения факультета энергомашиностроения и автомобильного транспорта АлтГТУ им. Ползунова профессор Александр Токарев и доцент кафедры Сергей Павлов.
Напомним, в 1983 году в Барнауле был разработан и утвержден кабмином РСФСР проект строительства автомобильного тоннеля под зданием железнодорожного вокзала. В соответствии с проектом Красноармейский проспект должен уйти под землю в районе станции Барнаул и выйти на поверхность в створе ул. Г. Исакова. По замыслу это должно существенно снизить напряжение на дорогах, избавить город от пробок в центре. Проект создавался, когда автомобилей в городе было в 5-7 раз меньше, чем сейчас. И если раньше думали на перспективу, то сегодня все понимают, что оптимизацией транспортной сети города заниматься надо срочно. Лучше бы даже вчера.
К числу сторонников строительства тоннеля относятся главный архитектор Барнаула Сергей Боженко, руководитель архитектурной мастерской «Градо» Виктор Четошников, администрация города (проект включен в действующий Генплан Барнаула). А также глава инвестиционно-строительной компании «Союз» Владимир Отмашкин, который заказал в прошлом году актуализацию проекта образца 1983 года с пересчетом затрат в нынешних ценах.
По мнению бывшего ГИП Вениамина Никитина, высказанному им недавно «Алтайскому строительному порталу», проект транспортного узла городу не нужен. Более того, он осложнит дорожную обстановку. Вместо тоннеля нужно увеличить количество полос на дорогах, соединяющих центр города со спальными районами. А также – убрать трамвайные пути с нескольких улиц, сделав их полностью автомобильными, как, например, ул. Челюскинцев. Доцент Сергей Павлов из «политеха» также считает, что строительство тоннеля под вокзалом не улучшит ситуацию на дорогах. Тоннель упрется в Красноармейский проспект, а ситуация на проспекте и без того непростая. Дорогу нужно расширять, но это возможно только за счет переноса трамвайных путей. Но, считает, Павлов, если трамвай с Красноармейского убрать, народу ничего не останется, как пересесть на личный транспорт. Вот тогда проспект и встанет. К уже потраченным на тоннель 2-3 миллиардам придется искать где-то еще пару миллиардов на подземные парковки.
По мнению Павлова, выход один - развивать общественный транспорт (кроме маршруток) и вводить платные парковки в центре. Но пересадить барнаульцев на автобусы и троллейбусы будет не так-то просто. «Вот когда ездить на личном автомобиле станет значительно, в 2-3 раза дороже, чем на общественном транспорте, тогда и произойдет массовая пересадка на него горожан», - уверен доцент кафедры организации и безопасности движения.
Сергей Павлов также противник расширения дорог, так как это, по его мнению, не выход из положения. «Увеличение количества полос, конечно же, повысит интенсивность и скорость движения, но при этом ухудшится безопасность, возрастет число ДТП, в том числе с участием пешеходов, в том числе со смертельным исходом». По мнению Павлова, если на мосту в районе Нового рынка расширить бутылочное горлышко на две дополнительные полосы, по одной в каждую сторону, интенсивность движения не только не снизится, она - возрастет. Все устремятся в расширенный проезд, и пробки станут еще сильнее. «Улучшая ситуацию в городе, мы ухудшим ее в центре, - считает Павлов. - В центр устремится еще больше машин, парковать их и сейчас негде, а станет еще хуже».
У завкафедрой Александра Токарева мнение о пользе автомобильного тоннеля двойственное. Он не против тоннеля вообще, но считает, что его не нужно строить под вокзалом: «Если начать строить транспортный узел в районе вокзала, город встанет в пробках примерно на три года. Центр разворочают, а там ведь столько коммуникаций подземных!»
Профессор считает, что будет лучше спуститься с Красноармейского на ул. Челюскинцев. И сделать, как он выражается, нырок, именно там: «Сложностей с нырком под железную дорогу там не будет. Экономически такой вариант мне кажется более привлекательным».
Токарев предлагает убрать трамвай с Ленинского и Красноармейского проспектов. Мост на Ленинском станет просторнее, на нем добавятся две полосы автомобильного движения.
Профессор Токарев обращает внимание на важность трамваев в организации транспортной системы города. Точнее, на площадь, которую они забирают из транспортной системы. «Трамвай - это такой вид транспорта, который в площади дорожной сети города занимает катастрофически большое место. С точки зрения эффективности использования дорожной сети (из расчета перевозки одного пассажира) трамвай в 100 раз уступает автобусам и троллейбусам», - отмечает завкафедрой организации и безопасности движения.
Он не считает, что время трамваев прошло, но настаивает на том, что их нужно переносить на городские окраины. То есть надо изменить схемы трамвайных маршрутов. А если проблема - в необходимости сохранения экологического транспорта, то место трамваев с успехом займут троллейбусы.
Александр Токарев считает, что кардинальное (читай: эффективное) решение транспортной проблемы существует для любого города. В основе – традиционные способы. Что предлагает профессор? Во-первых, строить дороги-дублеры транспортных магистралей. Например, для Павловского тракта дублер – ул. Власихинская. Она идет примерно параллельно Павловскому. Вот ею и надо заняться. Параллельно Ленинскому проспекту расположены проспекты Комсомольский и Красноармейский. «Они тоже загружены, поэтому нужно уходить дальше, в частный сектор. Пока такая возможность есть», - считает Токарев. Он положительно воспринял новость об объявлении мэрией конкурса на проектирование генеральной схемы развития транспортной системы Барнаула. «Городу очень нужна перспективная транспортная схема. Хорошо бы в ней предусмотреть строительство развязок. И прекратить, наконец, дурацкую точечную застройку. Она ведется без учета развития транспортной сети. Заниматься планированием надо профессионально и ответственно», - считает профессор.
Во-вторых, Токарев считает, что надо обратить внимание на строительство радиальных дорог или дорог-хорд. По окраинам города это еще возможно. В-третьих, надо качественно ремонтировать дороги. «Нам обещали, что Павловский тракт пять лет будет как новый. А что в итоге?», - спрашивает профессор. В-четвертых, Токарев обращает внимание на то, что по законам надежности и безопасности одна полоса дороги должна быть резервной - на случай ДТП и временного ограничения движения. «Вот, скажем, произошел затор. Куда ехать автомобилисту? В объезд по небольшим улицам. Так надо заняться ими, эти дороги в плохом состоянии, особенно те, что в частном секторе. Это тоже в какой-то степени разгрузит дороги», - считает Токарев.
В-пятых, путепроводы. Их недостаточно для того, чтобы без пробок добираться из одной части города в другую через железную дорогу. Путепроводов всего три – на проспектах Ленина и Калинина, а также на ул. Новой. «Нужен еще один нырок», - говорит Александр Николаевич.
Что касается строительства объездной дороги, то ее Токарев не считает решением проблемы перегруженности транспортной сети города. И не будет, говорит, решением еще лет 50. «Объездная дорога – дело хорошее, она, конечно, несколько снизит напряжение, так как транзитный транспорт пойдет в обход города. Но его не так много, как кажется. Всего процентов 10 от общего трафика», - говорит Александр Токарев, ссылаясь на собственные исследования.
Андрей Воронов, Журнал "Стройка-Алтай" .
Кстати, в мэрии Барнаула уже подумывают над тем, чтобы ввести платные парковки. С таким предложением к городским властям обратились предприниматели, специализирующиеся на организации в городах ЕГПП – единого городского парковочного пространства. По мнению председателя городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Петра Гладышева, в ЕГПП есть как плюсы, так и минусы. Целесообразность введения ЕГПП сейчас изучается. Когда проект (или комплекс предложений) будет готов, мэрия собирается вынести его на открытое обсуждение с общественностью.
Введение платных парковок власти воспринимают как средство борьбы с пробками: многие автомобилисты в центр без особой нужды ездить не станут, так как за парковку придется платить. Популярность общественного транспорта вырастет, что выльется в снижение напряженности в транспортной сети Барнаула.
Материал подготовил Андрей Воронов