Институту архитектуры и дизайна АлтГТУ – 20 лет
Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ им. Ползунова отмечает в эти дни 20-летие. Нет, не самого института, он был образован позже, а начала в Барнауле высшего профессионального образования в сфере архитектуры и дизайна. О том, какие события предшествовали появлению в политехе новых специальностей, а также как институт жил-развивался все эти годы, Журналу "Стройка-Алтай" рассказал замдиректора института Михаил Диндиенко, член Союза архитекторов и Союза дизайнеров России.
Сегодня трудно представить, что в Барнауле не было бы своих, доморощенных дизайнеров. Выпускникам школ, мечтающим стать дизайнерами и имеющим к этому явные способности, нет необходимости уезжать в другой город. Профессиональных дизайнеров и архитекторов Барнаул выпускает в изрядном количестве. До европейских стандартов, конечно, далеко – там на 1000 граждан приходится 50 архитекторов и дизайнеров. У нас хорошо если один на тысячу! С другой стороны, 20 лет назад дипломированных дизайнеров в городе вообще не было (как и вообще в стране, за исключением, пожалуй, Москвы), а архитекторы в Барнауле по большей части приезжие работали.
В мае 1995 года в Барнаул с деловым визитом приезжал президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров. Задача у него была – открыть на Алтае региональное отделение Союза. Незадолго перед этим алтайские художники-оформители, в числе которых был, к примеру, Владимир Раменский, приняли участие во всероссийском обучающем семинаре на Сенеже. Так возникли предпосылки для создания в Барнауле региональной организации Союза дизайнеров России. К приезду Назарова местные художники подготовили выставку дизайна в Доме архитектора. Выставка гостю понравилась. Воспользовавшись случаем, Сергей Поморов (нынешний директор ИнАрхДиза) попросил Юрия Назарова посодействовать в открытии на базе Алтайского политехнического новой для того времени специальности «Дизайн архитектурной среды» («ДАС»). Столичный гость инициативу алтайских коллег поддержал, повлиял на принятие положительного решения в Москве. Кроме того, инициативную группу в составе преподавателей кафедры архитектуры строительного факультета политеха и преподавателей Новоалтайского художественного училища Владимира Раменского и Юрия Яурова, которые перешли работать на кафедру, поддержал тогдашний ректор АлтГТУ Владимир Евстигнеев.
Все происходило молниеносно, вспоминает Михаил Диндиенко. В мае только впервые поговорили с Назаровым, а к началу набора в АлтГТУ (до него оставалось несколько дней) все вопросы были решены. Минобразования РФ дало добро. Первый набор на новую специальность составил 27 человек, из них только 12 обучались за госсчет. Первыми студентами стали в основном выпускники Новоалтайского худучилища. До защиты диплома добрались лишь 12 студентов. На первый выпуск в 2001 году приезжал председатель ГЭК Андрей Ефимов.
«Те, кто доучились до конца – это были очень сильные ребята, интересные,- вспоминает Михаил Петрович. – Все они, насколько я в курсе, успешно работают. Дмитрий Трофимов, например, недавно переехавший работать в Краснодар, Александр Маилян, Анастасия Жибинова, Галина Мочалова, Анастасия Карандашова, сейчас она главный архитектор Горно-Алтайска. У нас в институте с первого выпуска работает Татьяна Михайловна Поползина».
Первый набор на специальность «Архитектура» состоялся в 2000 году. В 2003 году число преподавателей и сотрудников приблизилось к 70, и был создан факультет. В то время модно было создавать институты в составе университетов. В пользу преобразования факультета в Институт архитектуры и дизайна было то, что факультет располагался в отдельном здании на Горе (с 1997 года), вместе с НИИ горного природопользования и урбанистики, возглавляемого Виктором Ревякиным (сейчас НИИ - в составе института).
Кроме этого, в структуре института сегодня есть школа-студия архитектуры и дизайна (семинары, довузовская подготовка абитуриентов), мастерская художественных и оформительских работ МАСХОР (платное обучение всех желающих рисунку и живописи), студия дизайна «Креатив» (платные курсы для населения по ландшафтной архитектуре, фелтингу, дизайну интерьера). У барнаульцев курсы пользуются большой популярностью.
Параллельно обучению преподаватели института занимаются проектной работой. В структуре института также действует центр архитектурно-дизайнерского проектирования. У некоторых - свои мастерские, дизайн-студии.
Сегодня институт обучает по трем направлениям: «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Графический дизайн». Набор – 25 студентов по каждому направлению (специальности).
«Профессия архитектора достаточно универсальна, - говорит Михаил Диндиенко. - Архитектора-дизайнера тем более. Сегодня он, скажем, проектирует здание, а завтра может работать с наружной рекламой, полиграфической продукцией».
Где работают выпускники Института архитектуры и дизайна
Во-первых, в проектных институтах Барнаула и Алтайского края. Сейчас они в основном наполнены выпускниками ИнАрхДиза. Так что замена старой гвардии проектировщиков идет активно.
Кроме того, выпускники устраиваются работать в творческие мастерские города, их сегодня несколько десятков. «Некоторые открывают свои фирмы. Сегодня востребован дизайн интерьера квартир, коттеджей. Люди стали жить получше, у них появился интерес к тому, чтобы сделать свое жилье более привлекательным, интересным, красивым. Психология людей меняется. Все чаще они обращаются к профессионалам, заказывая им разработку дизайна интерьеров, - говорит Диндиенко. - Некоторые выпускники уходят в смежные области – в театральный дизайн, в оформление свадеб и прочих торжеств. Кто-то становится художником или фотохудожником. В институте даются основы знаний композиции, цветоведения, прививается хороший вкус. Возможностей реализовать себя в жизни много. Профессии архитектора, архитектора-дизайнера и дизайнера дают хорошую художественную подготовку. Это специалисты-универсалы».
Участие в крупных проектах
Преподаватели и студенты института разработали проект районной планировки Белокурихинской лечебно-оздоровительной местности, участвовали в разработке проектов туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета» в Алтайском районе (институт работал над макетами игорной зоны для инвестиционной выставки в Париже), разрабатывали предложения по территориальному зонированию туристического кластера «Барнаул – горнозаводской город» (в том числе участвовали в проектировании конгрессно-выставочного центра). Кроме того, первый эскизный проект концертного зала для оркестра «Сибирь» (на месте бывшего кинотеатра «Пионер») также делал ИнАрхДиз (Сергей Поморов и Михаил Диндиенко). Одно из принципиальных решений коллектива института в результате легло в основу проекта, который и был реализован.
Сейчас институт работает над проектами туристических объектов по маршруту «Большое золотое кольцо Алтая» - турбаз, придорожных комплексов, которые должны быть в едином архитектурном стиле. Работу возглавляет директор института Сергей Поморов.
Студенты проектируют
«Мы всегда, особенно для дипломного проектирования, стараемся давать студентам темы, которые могут быть полезны городу, краю, стране, - рассказывает замдиректора института. - В приоритете при выборе тем – их актуальность и новизна. Как правило, студенческие проекты остаются нереализованными. Их задача в другом – в проработке идей, апробировании их. При реальном проектировании ни один архитектор, ни один дизайнер себе такого полета мысли позволить уже не может, так как все, как правило, упирается в деньги, количество которых у заказчика всегда ограничено.
А интересных идей у студентов много. Например, хорошие идеи реализованы в серии проектов по обустройству места на въезде в город с надписью «Барнаул». Один из таких проектов, его разработал Алексей Квасов, – строительство на въезде центра современного искусства.
Также студенты занимались детальной проработкой проекта Обского бульвара.
Многие - в проектных институтах, архитектурных и дизайнерских мастерских Барнаула, но некоторые - в других городах края, а также в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Каждый год институт отправляет группу студентов в Санкт-Петербург – на месячную практику по живописи и рисунку. Практиканты знакомятся с другими архитектурными и дизайнерскими школами, набираются ценного опыта.
Было несколько пленэрных практик в Монголии. Несколько человек проходили практику в Англии, Франции, Китае – сами договаривались, брали академический отпуск и уезжали практиковаться.
Ирина Жукова, фрилансер (графический дизайн):
- Барнаул – хороший город, интересный. Коллегам из других городов, которых мне доводилось лично знакомить с Барнаулом, он очень понравился. Особенно центральная часть, Социалистический, Ленинский. Это заслуга наших главных архитекторов города разных времен. Того же Виктора Владимировича Казаринова, который боролся за то, чтобы город не был серым. Наши выкрашенные в разные цвета дома, согласитесь, воспринимаются позитивно. После Казаринова наступил период, когда ввели запрет на двойную отделку. Ни о каких цветовых решениях тогда уже не могла идти речь. Но город к этой идее возвращается. Недавно вот на Молодежной покрасили старые пятиэтажки – они теперь веселенькие стоят. Это же хорошо!
Я всю жизнь прожил в центре, люблю его. Там хороший масштаб, правильный.
Хотелось бы обратить внимание в первую очередь на вопросы благоустройства города – на дороги, на грамотное размещение парковок. Транспортные проблемы нарастают как ком и практически никак не решаются. Соседний Новосибирск уже пришел к тому, что надо проблему глобально решать, так как город вглухую встал – и там начали строить мосты, развязки, расширять и торить улицы. Барнаул уже тоже на грани того, чтобы окончательно встать. Чтобы эти проблемы решать, надо вести грамотную политику застройки – не только жилой, но и строительства общественных зданий. Центр уплотняется, дороги не выдерживают нагрузки. Кроме кардинального решения транспортной проблемы города необходимо заняться вопросами озеленения, строительства нормальной ливневки, тротуаров, разбивки хороших газонов, тем, что называется дизайном архитектурной среды. Заниматься благоустройством надо продуманно, профессионально, а не с налету – быстро-быстро вскопали, что-то засеяли.
При проектировании объектов, которые выполняют функцию элемента притяжения, нужно учитывать все нюансы. Например, как к этим зданиям подъехать, где припарковать машину. Надо задумываться - а что за собой потянет тот или иной объект притяжения? В перспективе надо переходить на многослойное зонирование – устройство подземных парковок, тоннелей, может быть, строительство дорог в несколько ярусов, чтобы обеспечить пропускную способность. Возможно, следует заняться рассредоточением объектов притяжения, выделять для них большие территории. Необходимо также решать вопросы расселения людей из частного сектора и строить нормальные дороги в правильных местах.
Подготовил Андрей Воронов.