07.08.2015
Как и из чего строили в разные времена и в разных странах
Из чего только ни строили дома наши предки, какие только способы, то бишь технологии, ни применяли. Вот уж, право, в каждой избушке… Как, например, строили дома на Руси? В чем тогда были технологические особенности деревянного домостроения? Что сохранилось до сегодняшнего дня? А в других странах как? Какой вклад в историю строительства внесли они?
Кораллы под колесами
Вы, должно быть, слышали, что голландцы собираются построить пластмассовую дорогу? Утверждают, что износа ей не будет лет сто, любые природные катаклизмы выдержит, любой перепад температуры на земном шаре, уж в Голландии тем более. Дорожное покрытие будет изготавливаться из переработанного пластика, то есть из отходов. Ох уж и чудные эти европейцы, ох и скопидомы! Сто лет без капитального и ямочного ремонта, ну куда это годится? Не серьезно как-то это. Вот дорога в Сколково – это дорога! Когда узнаешь, что 6 км автотрассы построено за 6 млрд рублей (!), понимаешь, что в строительстве использованы все какие ни есть технологии. Иначе стоимость не объяснить. Это все равно, что кораллами дорогу усыпать, привезенными с берегов какой-нибудь Австралии. Про кораллы, кстати, не шутка. На острове Гуам (входит в состав США) так и поступают. Остров окружен коралловыми рифами, этого стройматериала там видимо-невидимо и он дешевле, чем песок. Поэтому местные дорожники толкут кораллы, смешивают их с нефтью – и вот, пожалуйста, дорожное полотно. Жаль, что власти Гуама запрещают импортировать кораллы под страхом уголовного наказания. А то бы, глядишь, услышали, как один российский бизнесмен другому хвастается, мол, построил к коттеджу дорогу из кораллов. Или мэр объясняет землякам, на что ушли бюджетные средства. Любую смету тогда можно было бы оправдать. Это, конечно, фантастика, но в России она сплошь и рядом. Вот чего у нас не может быть, так это строительства многокилометровой трассы всего за сутки, как это сделали однажды дорожники Лос-Анджелеса. Там 16- километровую четырехполосную автодорогу построили всего за 30 часов. И обошлась она в 6 раз дешевле, чем строительство Четвертого транспортного кольца Москвы.
И еще немного из истории строительства дорог, после чего перейдем к домостроению. Историки утверждают, что отличные дороги (как и мосты) строили в Древнем Риме. Дорожная инфраструктура у римлян была чрезвычайно развита – 300 тыс. км дорог и тысячи мостов, из которых около 300 существуют до сих пор и выдерживают нынешнюю нагрузку. Дело в том, что с точными расчетами тогда были проблемы, математически верно рассчитывать нагрузку древние римляне не умели. Поэтому строили с большим запасом прочности. Как оказалось, на тысячелетия.
На совесть тогда все строили, дома в первую очередь. Использовали все, что можно, чтобы увеличить срок жизни дома, любого здания, например, замка. В Европе в древние времена при возведении замков в известковый раствор добавляли для прочности телячью шерсть, а против образования трещин от мороза – смолу еловых шишек. Известно, что Храм богини Артемиды в Эфесе построен на фундаменте, под который для амортизации при землетрясениях подложили шерсть и древесный уголь.
Кстати, бетон изобрели древние римляне. Но применялся он не везде. Например, в расположенном в пустыне Сахара городе Тегази стены домов возводили из каменной соли. Чем не строительный материал в местах, где дождей нет и в помине? Учитывать климатические особенности своей территории, возможные в тех или иных местах катаклизмы древние строители умели. И никогда не строили дома там, где может случиться наводнение или ураган. Для каждого климата – свои стройматериалы и свои технологии строительства. Чукчи с давних времен строят себе яранги из шестов, покрытых оленьими шкурами (как и ненцы – свои чумы). Такое жилище легко разобрать и перевезти куда угодно. Сейчас у кочевников в поселках есть капитальные дома, но оленеводство ведь никто не отменял, приходится круглый год мотаться за стадом оленей по всей тундре. Для кочевников это оптимальный вариант. Эскимосы, как известно, строили свои дома – иглу - изо льда. В них и мебель (лежанки для сна), и окна были из подручного материала: в окна вставлялись льдинки, мебель стругали из снежных глыб.
Во Вьетнаме, Малайзии, Лаосе наиболее доступным и годным для строительства материалом был бамбук. Из него и стены жилища делали, и перегородки, и лестницы. Крышу покрывали крупными листьями. В Африке строили дома-мазанки, примерно такие, как на Украине. Только африканские мазанки были круглыми, без углов. Люди просто сооружали из пальмовых веток конус и обмазывали его глиной. А вот в Индонезии никому и в голову бы не пришло строить жилище из глины. В первый же сезон дождей от дома ничего не останется. Там дома строят из дерева и поднимают их на ходули. Чтобы не смыло в сезон дождей, а вода не поднималась до уровня пола. В Японии, когда еще не знали технологий строительства сейсмоустойчивых зданий, дома строили легкие, из деревянных планок с внутренними стенами из промасленной бумаги. Такой дом при землетрясении никого не задавит. И восстановить жилье достаточно просто.
В России, как и везде, строили из того, чего было вдоволь. Из дерева, конечно.
Русская изба
Мало кто знает, что в древности славяне строили дома вокруг благородного, по их языческим поверьям, дерева. Получалось, что дерево росло внутри помещения. Благородными, священными считались береза, дуб, ясень, рябина, кедр. А вот осина и ель считались проклятыми, и строить из них было нельзя, чтобы не накликать беды. Считалось, что эти породы высасывают из человека жизненную энергию. Даже столы-лавки из них не делали.
Знаете ли вы, что символизирует собой конек на крыше? В древние времена славяне считали, что конь защищает дом от злых сил. Первоначально в основание дома закладывался конский череп, выполнявший роль строительной жертвы. Позже череп заменил деревянный конек со стороны фасада, а к задней части конька прикреплялось мочало, имитирующее конский хвост. Получалось, дом целиком - словно конь, четыре угла как четыре ноги. Также крыши украшали деревянными петушками. Считалось, что своим криком петух отпугивает всякую нечисть.
В основание дома славяне закапывали не только череп коня, но и ковш меда и воск. А также – шерсть, зерно, хлеб. Эти жертвоприношения богам должны были обеспечить обитателям дома богатую и сытую жизнь, умножение рода.
Интересная деталь. В старину считалось, что если дом построен, то он построен на чью-то голову, оставалось только по разным приметам понять, кто в семье умрет первым. Поэтому дом чуть-чуть недостраивали. Оставляя дом незавершенным, люди пытались такой хитростью обмануть судьбу. Может, это языческое поверье до сих пор сидит где-то в нашем подсознании? Иначе почему мы так любим говорить, что ремонт (или строительство) дома никогда не заканчивается?
Из чего и как
Если дерево на Руси использовалось в строительстве с незапамятных времен, то кирпичи появились значительно позже, в 10 веке. Но по традиции дома все равно чаще строили из дерева, нежели из кирпича и камня. Славяне давно заметили, что в деревянном доме легче дышится, а его обитатели реже болеют, чем те, кто живет в каменном доме. А все потому опять же, что дерево – материал живой, в отличие от камня и глины.
Деревянные дома строили из пятиметровых бревен, редко когда из более длинных. Срубы различались на четверики и восьмерики. Избы представляли собой четверики, в форме восьмиугольников строили храмы. Попробуйте сложить из спичек «сруб» квадратный и восьмерик – площадь последнего будет в 6 раз больше, хотя все спички (бревна) одной длины.
Простой сруб с четырьмя углами назывался клетью. Под ним, как правило, находилась подклеть (как сегодня сказали бы – нулевой этаж). Там хранились продовольственные запасы и хозяйственный инвентарь. В некоторых территориях у зажиточных крестьян в подклети размешался скот, конюшня.
Стройка в картинках
1. Знаете ли вы, что в Японии придумали технологию укладки пола, заставляющего его скрипеть! Дескать, если воришка ночью в дом проникнет – хозяева поймут это по характерному пению половиц. Эту технологию так и назвали – «соловьиные полы», так как звучание напоминает щебет птиц. В Японии такие полы популярны, а вот в России станут едва ли. В наших домах с давних времен применяется свой способ борьбы с проникновением нежелательных лиц – засов. Да и скрипом половиц нас не удивишь – весьма распространенная в России технология.
2. Вот вам еще одно подтверждение, что знания имеют вес. Университетская библиотека американского штата Индиана ежегодно дает усадку на дюйм (2,4 см). А дело все в том, что на этапе проектирования здания библиотеки инженеры не учли вес книг, которые в ней будут находиться.
3. Китайцы копируют не только автомобили и соковыжималки, но и целые кварталы европейских городов, с их особенной архитектурой. Недалеко от Шанхая, например, построен городок – один в один срисованный с немецкого. Не только с типичными бюргерскими домами, но и планировкой улиц и кварталов, точно такими же фонарями и даже с памятником Гете. В общем, европейцу в таком городе будет поначалу не уютно: вроде ты в Германии, а кругом одни китайцы. В Китае таких городков множество – есть типично английские (клон Дорчестера, к примеру), типично итальянские (клон Венеции), испанские (Барселона) и т. д. Как вы заметили, плохого китайцы не копируют – только лучшее, самое интересное в плане архитектуры и организации городской среды. На очереди - австрийский Хальштатт вместе с его знаменитым на весь мир озером. Этот город включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. А действительно, чего голову ломать, когда все придумано и отстроено до нас?
4. Умели и на Руси копировать города, когда это было необходимо. Когда царь Иван Грозный задумал завоевать Казань, он приказал разобрать деревянный кремль в городе Мышкин, что рядом с Угличем. Кремль был по бревнышку сплавлен по Волге, выловлен в устье реки Свияга, где стояли русские войска. Крепость была собрана за 24 дня силами 75 тыс. работников и получила название Свияжск. Отсюда и начался штурм Казани.
5. Забавный случай произошел на границе Германии и Швейцарии. В этой точке расположены два города с одним названием Лауфенбург, но на разных берегах одной реки. Один город немецкий, другой соответственно швейцарский. И вот в 2003 году города решили соединить новым мостом. Строить начали одновременно с обеих сторон. Но когда встретились, неожиданно выяснилось, что две половины моста не стыкуются, разница уровней составила более полуметра. Оказывается, и немцы допускают ошибки в расчетах. Виной тому, как выяснилось, банальная несогласованность. Дело в том, что немцы и швейцарцы по-разному определяют уровень моря, от которого затем и пляшут. В Германии принято – относительно Северного, в Швейцарии – по Средиземному. Разница в уровнях между ними – 27 см. Об этом вроде бы знали, но почему-то вместо обнуления этой разницы ее удвоили. Пришлось одну часть моста опускать.
6. Эффективный способ утилизации строительного мусора изобрел русский император Петр III. После завершения строительства Зимнего дворца на стройплощадке остались горы строительного мусора. Император приказал объявить народу, что каждый может взять с площади все, что ему надо, причем совершенно бесплатно. Через несколько часов площадь сияла чистотой.
7. Самый высокий в мире небоскреб построен в Дубае и называется Бурдж-Халифа. Его высота – 828 м (163 этажа). Самый маленький в США в городке Уичито- Фолс. Высота этого небоскреба всего 12 м. Думаете, сто с лишним лет назад они такие и были? Да нет же. Дом был спроектирован высотой 146 м - в городке резко вырос спрос на жилье после того, как в тех местах была обнаружена нефть. Но в проекте высота здания была по чьей-то оплошности обозначена в дюймах, а не в футах. Так и получился небоскреб, вместивший в себя всего четыре этажа.
Дышащие башни из Ирана (7 фото)Вы никогда не задумывались для чего в странах Ближнего Востокадругих поднимают вот такие строения как на фотографии снизу? Ведь эти сооружения существуют в этих странах уже около 3 000 лет и в настоящее время их продолжают строить.
Ответ на этот вопрос достаточно прост: эти башни выполняют роль естественного кондиционера, а точнее - благодаря улучшенному обращению воздуха они позволяют охладить здание. Башни производят забор воздуха, который по шахте отправляется в фундамент здания, в котором имеется резервуар с холодной водой, охлаждающей воздух.
Назад в раздел