14.09.2015


Нужны ли Барнаулу платные парковки

В мэрии не знают, как победить пробки на дорогах.


В Европе еще полвека назад поняли: если уровень обеспеченности личными автомобилями достигает отметки 400 на 1000 граждан, без системы платных парковок уже не обойтись. В США к этому пришли еще раньше. Россия до такой жизни пока не докатилась (284 автомобиля на 1000 человек), но некоторые города и даже целые регионы с проблемой уже столкнулись и вынуждены ее решать. Например, в Приморье, где показатель приближается к 600 автомобилей. В том как этот вопрос решается в Барнауле, городах России и мира разбирался Журнал "Стройка-Алтай"

подземные парковки



В Алтайском крае пока вроде терпимо, но это в среднем по аграрному региону. В Барнауле, с учетом его градостроительной специфики, ситуация уже сейчас очень непростая. В мэрии это понимают. Кажется, что понимают. В этом году в городе стали обсуждать тему платных парковок. Со своим проектом их организации в администрацию краевого центра не так давно обращалась компания из Красноярска. У себя они весной 2015 года начали внедрять систему платного паркинга в рамках организации единого городского парковочного пространства (ЕГПП). Пока 1,5 тыс. мест с платой 30 руб. за час и несколькими перехватывающими парковками (там водители оставляют свои авто и пересаживаются на общественный транспорт, идущий в центр; проездной билет на этот день им предоставляется бесплатно прямо на парковке). В администрации Барнаула к предложению соседей сибиряков отнеслись благосклонно. Дескать, дело хорошее, с пробками на дорогах надо бороться. Но, видимо, не с наскока. По словам Петра Гладышева, председателя «транспортного» комитета мэрии, вопрос требует тщательной проработки и изучения общественного мнения (как будто неизвестно, как отреагируют горожане).


Платные парковки введены уже во многих городах России, но чаще всего мы слышим, как это происходит в Москве. Столичными СМИ эта тема активно обсуждается, особенно когда за решение проблемы взялся мэр Сергей Собянин. Взялся решительно, оттого и много недовольных. Что интересно: удобства владельцев автомобилей в процессе модернизации автотранспортной сети столицы – на последнем месте. Приоритеты транспортной политики расставлены Собяниным следующим образом: во главу угла поставлено удобство пешеходов, на втором месте по значимости задач – создание максимально благоприятных условий для общественного транспорта, на третьем – условий для движущихся автомашин. И только после этого – возможностей для парковки. Москва ориентируется на опыт городов Западной Европы и США, где считается, что бесплатная парковка – это бесплатное использование общественного пространства (каковым является улично-дорожная сеть) в личных целях, а так быть не должно. При уровне автомобилизации 300-400 автомобилей на 1000 человек западные города были вынуждены один за другим отказаться от режима «free parking».

В Санкт-Петербурге тоже были вынуждены пойти по этому пути. В 2015 году в городе планируется создать более 21 тыс. платных парковочных мест, оборудованных камерами наблюдения и паркоматами, что, по предварительным подсчетам, может обойтись в 2 млрд рублей. Реализация этого проекта должна завершиться в 2016 году. Снизит ли это загруженность улиц в центре города, станет понятно несколько позже.

В Екатеринбурге, по наблюдениям «КП», введение платных парковок весной 2014 года (первоначально 450 с постепенным увеличением до 2000) существенно пополнило городской бюджет (400 тыс. рублей в первый же месяц), но на решение проблемы пробок не повлияло. Правда, и город этот – особенный. Екатеринбург – лидер в стране по обеспеченности горожан личным автотранспортом (450 на 1000).

А вот в Челябинске с платными парковками ничего не вышло. Может, потому, что слишком рано попытались их ввести (на рубеже веков) – народ к этому был не готов. В общем, обожглись надолго…

Пытаются снизить нагрузку на дорожно-транспортную сеть и вологодцы. Здесь построили многоуровневую парковку, которая, говорят, не пустует, особенно зимой. Внедряется система платных парковок, рассчитанная на 3 тыс. мест. Но они, как сообщается, не очень-то востребованы. Наверное, потому что расценки как в Москве (30 рублей за час), а зарплаты как в Вологде. В городе решили развивать то, что спросом пользуется - систему многоуровневых парковок (запланировали построить еще семь).

В Краснодаре систему платных парковок внедряют решительно: не нравится – езжай автобусом. Эвакуаторы работают со всей ответственностью. Не желая платить, многие автовладельцы прячут свои машины в близлежащих к центру дворах. В некоторых таких дворах, особо популярных, жильцы сами построили платные парковки. Тариф такой же, как во многих городах страны – 30 рублей за час стоянки.

А как в Европе?

В европейских странах ситуация изначально сложнее. Территории государств, как правило, относительно небольшие, каждый квадратный метр на счету, поэтому и города в свое время строили компактные, задолго до появления автомобильного транспорта. В Риме, Париже, Вене множество тесных улочек, которые ну никак не расширить. К тому же города с большой историей и интересной архитектурой посещает огромное количество туристов со всего мира. Кто на своем, а кто на арендованном автотранспорте или экскурсионных автомобилях. В общем, не протолкнуться. Введение системы платных стоянок в Европе – один из эффективных способов избежать транспортного коллапса.

Наиболее накладно ездить на своей машине по Лондону – парковочное место здесь, пожалуй, самое дорогое в Европе. В месяц доходит до 500 фунтов, если речь идет об оплате парковочного места в центре города. Но это в Лондоне. В других городах Англии дешевле. Наиболее распространенная мера борьбы с проштрафившимися – блокировка колес (оплатишь штраф, к слову, немалый – разблокируют). Бесплатные парковки тоже есть, но, как правило, возле супермаркетов, да и то не на сколько захочешь, а ограниченное время.

Немцы решают проблему со свойственной им страстью к систематизации и расчету. В уже существующих кварталах вводят платные парковки, в строящихся в обязательном порядке предусматривают строительство многоуровневых, подземных и наземных парковок. Бесплатные парковки тоже есть – там, где позволяет ситуация. Для местного населения практикуются бесплатные талоны: если ты живешь в этом микрорайоне, неправильно оплачивать парковку автомобиля у своего дома. Но система штрафов за всевозможные нарушения парковки в Германии крайне разнообразна. За малейшее нарушение - своя сумма штрафа. От наказания вряд ли уйдешь: если полицейский вовремя не заметит, добропорядочные граждане непременно сообщат куда следует.

В Италии, на удивление, еще жестче. Там, правда, своя специфика. Штрафы вроде бы и не очень высокие по европейским меркам, но если автомобиль отогнали на штраф-стоянку, найти его гораздо сложнее, чем в дисциплинированной Германии. А если нарушение придется на выходные, забрать автомобиль, даже если нашел ту чертову штраф-стоянку, не удастся, в выходные они не работают.

Роман Такмаков, руководитель отдела продаж ГК «Партнер» (строит ЖК «Демидов Парк» в Новоалтайске):

- От коллег из Красноярска слышал, что проект по введению системы платных парковок, который в их городе действительно сейчас реализуется, не выдерживает никакой критики. Недовольства много. Возможно, все дело в вопросах цены и удобства оплаты. Если платные парковки введут в Барнауле, и это будет недорого, рублей 10-20, а оплатить будет легко, я не против. А вот если деньги пойдут в чей-то карман… Да и стоимость часа парковки - как в Москве, 30 рублей – для Барнаула это явный перебор. Платежеспособность барнаульцев не такая, как москвичей. У нас ночная стоянка стоит в среднем 80 рублей, а тут за рабочий день, если твой офис в центре города, чуть ли не 250 набежит.

Цель введения платных парковок – разгрузить центр. Но я не думаю, что пробок станет меньше, если будет введен платный проезд в центральную часть Барнаула. Водители все равно доедут до места. Думаю, дворы поблизости будут забиты припаркованными машинами. Проблему пробок можно решить, если пересадить всех на общественный транспорт. Или расшить улицы. Но ни того, ни другого, как видно, в обозримом будущем ждать не стоит. А еще лучше – заняться вопросами организации дорожно-транспортного движения.

Да, отчасти решением вопроса может стать строительство многоуровневых и подземных стоянок. В жилом комплексе «Демидов Парк» предусмотрена многоуровневая парковка, в четыре этажа, на полтысячи мест. Площадь застройки ЖК позволяет нам построить такой отдельно стоящий многоэтажный гараж. Поэтому нам незачем лезть под землю. Да и застройщики, ориентируясь на экономическую ситуацию и, как следствие, на спрос, выбирают сегодня максимально экономичные технологии строительства доступного жилья (а речь в кризис может идти только о таком, другое почти не востребовано). Наименее затратны из качественных технологий - это строительство крупнопанельных и монолитных домов. Ни та, ни другая технология не рассчитаны на строительство подземных автостоянок. В общем, или мы будем заниматься удешевлением квадратного метра жилья, чтобы сделать его максимально доступным, или - строить в многоэтажных домах подземные парковки.

Не думаю, что многоуровневые парковки будут массово строить в Барнауле. Земля в краевом центре настолько дорогая, что это просто не выгодно. Срок окупаемости слишком уж большой. К тому же культура хранения автомобиля у нас проста: подъехал, приткнул машину, где смог, и пошел. Думаю, в Барнауле многоуровневые парковки не будут востребованы. Да и с подземными стоянками не все так хорошо. Например, в здании по адресу: Партизанская, 105 предусмотрены такие стоянки, но, насколько я знаю, они так до сих пор не распроданы, хотя прошло лет восемь со сдачи дома в эксплуатацию. Видимо, люди посчитали, что покупать машиноместо там экономически невыгодно.

Виктор Клепиков, председатель Федерации автовладельцев Алтая:

- От платных парковок Барнаулу никуда не деться. Система платных парковок сегодня внедряется во всех крупных городах страны. Все просто: количество машин растет, улицы в старых районах городов расширить невозможно. Поэтому платные парковки в первую очередь нужны самим водителям. Автовладельцу проще на несколько часов поставить автомобиль на платную парковку, если он будет уверен, что его машину не эвакуируют, не придется бегать искать на штрафстоянках.

Для Барнаула возможность припарковаться – это проблема №2. Первая – пробки. Этот ежеутренний и ежевечерний кошмар для жителей спальных районов, когда они добираются на работу и с работы домой… У нас и в центре не проехать, и во дворах то же самое (особенно это актуально для машин экстренных служб).

Несомненно, с введением платных парковок дорожно-транспортная ситуация в центре Барнаула улучшится. Особенно в зимний период, когда часто снег лежит на первой полосе. С введением платных парковок люди перестанут бросать автомобили на проезжей части, под знаками, проезд станет более свободным, пропускная способность дорог повысится.

Хотелось бы, чтобы бизнес в сфере организации дорожного движения в Барнауле был цивилизованным. Осуществление контроля должна взять на себя городская администрация, это совершенно не сложно. Когда автовладельцы увидят, что сборы с парковок идут в бюджет, а далее на благоустройство города, в частности на обустройство транспортных развязок, пешеходных переходов, они будут это нововведение только приветствовать.

Что касается тарифа, то я скажу так: автомобиль – удовольствие не из дешевых. В СМИ часто обсуждается, при какой стоимости бензина водители перестанут ездить на личных автомобилях, но посмотрите – топливо ежегодно поднимается в цене, а машин на дорогах города меньше не становится. Что касается тарифа в 30 рублей за час стоянки, то применительно к Барнаулу об этом преждевременно говорить. Сейчас вам никто не скажет, каким будет тариф. Этот вопрос наверняка будет рассматриваться коллегиально депутатами гордумы, думаю, и общественность подключится. Вообще это должен быть комплекс мер для борьбы с пробками.

Думаю, застройщики слегка лукавят, когда говорят, что машиноместа в многоуровневых автостоянках и подземных в новостройках покупать не будут, поэтому строить их невыгодно. Парковочные места сегодня продаются чуть дешевле, чем жилье. Но ведь на эти автостоянки, будь то подземные или наземные, не надо тащить ни канализацию, ни водопровод, ни отопление.

Цены на машиноместа сегодня заоблачные. Если застройщики готовы их понизить, вопрос решится быстро. В итоге выиграют все, весь город: и автовладельцы, и администрация, и управляющие компании (так как не будет нагромождения автомобилей во дворах). Почему этого не происходит, если всем, казалось бы, выгодно, я не знаю. Может быть, причина в отсутствии волшебного пинка?

Максим Рубцов, водитель со стажем:

- Я считаю, что в Барнауле нет необходимости введения платных парковок, да и, собственно, негде их устраивать., Проблема не в парковках, а в пробках на дорогах. Не будут барнаульцы ставить машину за плату, позатыкают ими все дворы … будет еще хуже. Вот взять, к примеру, Ленинский проспект. Я даже навскидку не могу сказать, где можно устроить платную парковку для желающих поставить автомобиль в рабочее время … А если учесть, что еще нужно потратиться на парковку или охрану …. Ну и с ценой… Даже 50-100 руб. за день - это много для меня. Что касается дворовых парковок, вот тут надо просто обязать застройщиков делать подземные парковки, ну и если не продавать (цены за машиноместа просто заоблачные), то сдавать в аренду, хотя это и не так выгодно и срок окупаемости растянется, но можно передавать в собственность каким-то компаниям, которые будут уже сдавать парковку в том или ином доме на выбор.

 

Подготовил Андрей Воронов. 

Журнал "Стройка-Алтай"



Назад в раздел




Наверх