28.09.2015 08:06:00


Стройматериалы по «железке»

Погрузочно-разгрузочная деятельность (ПРД) строительных материалов, перевозимых железнодорожным транспортом.

строймателиалы по "железке"

Для осуществления погрузочно разгузочной деятельности (ПРД) грузов, в том числе строительных материалов используются места не общего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд и входят в совокупность производственно-технологических комплексов железнодорожного транспорта не общего пользования

Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта не общего пользования установлены Федеральным законом N 17-ФЗ от 10 января 2003 года О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в статье 16 Железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях не общего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Строительство и реконструкция железнодорожных путей не общего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути не общего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути не общего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути не общего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.

У каждого железнодорожного пути не общего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте, для составления которого необходимо наличие свидетельства СРО на проведение инженерного изыскания – работ, связанных с производством геодезической съёмки на местности, указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути не общего пользования в эксплуатацию, образуемой в соответствии со статьей 16 Закона о железнодорожном транспорте.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути не общего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в ведомость железнодорожных путей не общего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания

Уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей не общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.

При обнаружении на железнодорожном пути не общего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт.

На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь не общего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта является Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, который на основании действующего законодательства осуществляет надзорную деятельность на предприятиях железнодорожного комплекса, в рамках действующего закона 294-ФЗ имеет право осуществлять плановые проверки поднадзорных предприятий не чаще чем один раз в три года.

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов в том числе строительных материалов используются места не общего пользования - железнодорожные пути не общего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Утвержденные Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей не общего пользования.

В соответствии с требованием статьёй 1.7 данных правил на каждый железнодорожный путь не общего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования (далее - инструкция).

В случаях, когда железнодорожный путь не общего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути не общего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

В случаях, когда железнодорожный путь не общего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.

В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути не общего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути не общего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей не общего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути не общего пользования.

При изменении технического оснащения железнодорожного пути не общего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке. В случае изменения владельца железнодорожного пути не общего пользования утверждается новая инструкция.

Среди опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, которые в случае утечки или аварии могут привести к значительному материальному, экологическому ущербу или человеческим жертвам, есть и строительные материалы - такие как известь негашёная, нефтебитумные мастики.

Перевозка опасных грузов подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации № 99-ФЗ. Так, порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определён постановлением правительства российской Федерации от 12 марта 2012 года № 221. Лицензирование указанной деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Госжелдорнадзор)

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте утверждённый приказом Минтранса от 31 января 2014 года №27 определяет стандарт предоставления и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Получение лицензии на ПРД с опасными грузами обязательно для всех компаний и организаций, занимающихся погрузочной разгрузочной операциями на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. Указанные организации обязаны соблюдать требования безопасности приведенные в Правила перевозки опасных грузов по железнодорожным дорогам России и стран СНГ и Правила технической эксплуатации железных дорог России (ПТЭ), Инструкции по движению и маневровой работе на Железных дорогах Российской Федерации (ИДТ), Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.

Персонал, непосредственно осуществляющий операции по ПРД должен быть обучен в учебных центрах Министерства транспорта по программе «Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте». Повышение квалификации лица, ответственного за организацию осуществления ПРД с ОГ, а также работников, связанных с погрузочной разгрузочной деятельностью с опасными грузами, должно производится не реже 1 раза в 3 года.

Как показывает практика на вновь образованных предприятиях, с момента образования разворачивается бурная деятельность в области ПРД с ОГ, не имея на то лицензии, при отсутствии в штате квалифицированных сотрудников, осуществляющих производственный процесс, и соответствующе оборудованного места осуществления работ. Надзорный орган в рамках плановой проверки может всё это выявить только через три года с момента образования юридического лица, а это приводит к плачевным последствиям: увеличению риска возникновения ЧС на местах погрузки либо выгрузки опасных грузов, загрязнению окружающей среды, повреждению либо уничтожению материальных ценностей, причинению вреда здоровью людей и животных.

Одним из действенных методов обеспечения государством контроля и надзора за соблюдением требований безопасности является лицензирование на железнодорожном транспорте.

Владимир Новиков

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, главный государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта



Назад в раздел




Наверх