29.02.2016


В Барнауле растет число лифтов, отслуживших положенный срок

Наиболее крупные организации Барнаула, которые занимаются ремонтом лифтового оборудования:ООО «Лифтовая компания», ООО «Алтайлифтсервис Плюс», ООО «Технолифт», ООО «Лифткомплекс», ООО «Лифтмонтажсервис», ООО «Лифт-Эксперт».

Почти 1300 лифтов в жилом секторе Барнаула подлежат замене. Они отслужили допустимые 25 лет, но продолжают работать. Каждый год число таких «пенсионеров» увеличивается на 100-200, а меняются фактически единицы. При нынешней интенсивности замены этот процесс растянется на 100 с лишним лет. Между тем по регламенту Таможенного союза отслужившие свой срок лифты должны быть заменены до 15 февраля 2020 года. Иначе их придется остановить.

Проблема накапливалась десятилетиями и приобрела такие масштабы, что, понятное дело, за несколько лет ее не решить. Комплект лифтового оборудования стоит по меньшей мере 1,5 млн рублей. Не трудно подсчитать, что нужны миллиарды.

Статистика замены лифтов в Барнауле выглядит следующим образом. Долгое время на лифты денег вообще не было. Менять их стали девять лет назад, когда был принят 185-ФЗ о капремонте многоквартирных домов. В 2007 году из городского бюджета были выделены деньги на замену 15 лифтов. В 2008-м заменили уже 86 – помогла господдержка в рамках программы капремонта. Точнее так: федеральное финансирование на 2008 год пришло в Барнаул только в конце года и большая часть работы перешла на 2009 год. С учетом этого в 2009-м были заменены 184 отслуживших срок службы лифта. Затем последовало резкое падение – 23 лифта в 2010 году. Низкие темпы замены лифтов в жилых домах сохранялись несколько лет: в 2011-м – 29, в 2012-м – вообще ни одного. Совпадение это или нет, но в 2010 году главой администрации краевого центра был назначен Игорь Савинцев, ныне находящийся под следствием. В год его отставки было заменено 30 лифтов. Но 2015-й – это и первый год работы регионального оператора капитального ремонта МКД. Лифты заменяются в рамках краевой программы капремонта.

Замена лифтового оборудования – обязанность собственников жилья. Но, несмотря на хорошие показатели собираемости взносов на капремонт, только таким способом проблему все равно не решить. Судите сами: в 2016 году по программе капремонта в Алтайском крае планируется заменить или капитального отремонтировать 87 лифтов (на общую сумму 113 млн рублей). Менять будут в Барнауле, Заринске, Новоалтайске, Яровом, а в ЗАТО Сибирский и Бийске планируется капремонт. В Барнауле в этом году намечено заменить 14 старых лифтов (впрочем, план еще не утвержден). Даже в Заринске – и то 20.

Всего в многоэтажках Барнаула эксплуатируется 3300 лифтов. Из них, как уже сказано, 1292 лифта старше 25 лет. В течение 2016 года в перечень подлежащих списанию лифтов добавится еще 116, в 2017-м – еще 83, в 2018-м – еще 126. Четверть века назад в городских новостройках появлялось по 100-140 лифтов ежегодно.

Ремонтом и заменой лифтового оборудования в жилом секторе Барнаула занимается преимущественно ООО «Лифтовая компания», созданная в 2005 году (на ее обслуживании - более 3 тыс. лифтов). По данным «Лифтовой компании», к 2020 году в Барнауле накопится 1767 лифтов, превысивших допустимый срок службы. О том, что лифты старше 25 лет должны быть выведены из эксплуатации после 15 февраля 2020 года, стало известно не вчера. Соответствующий Техрегламент вступил в силу 15 февраля 2013 года. Странам-членам ТС предоставлено семь лет на приведение лифтового хозяйства в соответствие с новыми требованиями.

По словам директора «Лифтовой компании» Владимира Пупкова, превышение допустимого срока службы совершенно не означает, что лифт находится в аварийном состоянии, что он представляет опасность. Лифтовое хозяйство Барнаула постоянно обследуется. «Без обследования и ремонта, если таковой требуется, включать лифт, которому исполнилось 25 лет, запрещено», - сказал Владимир Михайлович «Алтайской Стройке».

Лифт, лифтовое оборудование, лифтовые шахты относятся к общему имуществу многоквартирного дома (ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Расходы по содержанию и ремонту лифта возложены на всех собственников жилья.Плата за содержание и ремонт лифта не является платой за его пользование Плата за лифт включает плату за техническое обслуживание и содержание лифтового оборудования.Решение о замене лифтового оборудования принимается на общем собрании собственников помещений, которое должно быть запротоколировано.

Однако менять старые лифты на новые Барнаул, судя по всему, рассчитывает исключительно на деньги собственников жилья. В других городах несколько иначе. Например, в Новосибирске в прошлом году было заменено 640 лифтов. На столицу Сибири в этом плане старается равняться Кемерово. В этих городах деньги на лифты поступают не только по программе капремонта, но также из бюджета муниципалитета. По данным барнаульских лифтовиков, в Новосибирске и Кемерово нет лифтов, отработавших по 35-40 лет. Как будет меняться ситуация в Барнауле с приходом нового главы администрации, пока неизвестно. Сегодня единственным источником замены старых лифтов является Фонд капитального ремонта (который аккумулирует взносы граждан на капремонт). Раньше это были средства госбюджета по 185-ФЗ.

На наш запрос в администрации Барнаула ответили, что по истечении 25 лет лифты проходят обязательное диагностическое обследование, по результатам которого принимается решение о замене либо о возможности продления срока службы на 2-3 года за счет устранения неисправностей. В мэрии знают о том, что к 2020 году отслужившие свой срок лифты должны быть приведены в соответствие. Замена либо модернизация лифтового оборудования будет выполняться в рамках реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», рассчитанной на 2014 - 2043. Также в мэрии подтвердили, что оценка технического состояния лифтов проводится ежегодно для каждого лифта. Кроме этого, дополнительно проводится еженедельный осмотр лифтового оборудования ответственными лицами, закрепленными приказом по лифтовой организации. «Ремонт и замена лифтового оборудования ведется в соответствии с Жилищным кодексом РФ за счет средств жителей дома», - подчеркнули в городской администрации и добавили, что «в связи с большой социальной значимостью проблемы по качественному предоставлению услуг и безопасностью граждан вопрос обеспечения безопасности лифтов является одним из наиболее приоритетных для администрации города».

Родные, белорусские

В Барнауле можно встретить лифты российского, белорусского, финского, корейского производства. Но в жилых многоэтажках это, как правило, белорусские лифты. Так повелось еще с советских времен. В годы плановой экономики лифты в Барнаул поставлялись из Самарканда, где действовал лифтостроительный завод. Однако в Самарканде занимались только сборкой лифтов - из комплектующих, которые получали из Могилева. Сотрудничество Барнаула с белорусским Могилевом продолжается до сих пор. С одной стороны, лифтовикам эти конструкции более чем знакомы. С другой, белорусы, в отличие от других поставщиков, всегда готовы предоставить товарный кредит, если у покупателя сейчас нет средств. Российские лифты производства Карачаровского завода, по словам барнаульских лифтовиков, чаще приобретаются для административных зданий. Корейские и финские агрегаты не так распространены по двум причинам. Во-первых, они всегда были дороже отечественных и белорусских, а сейчас, при нынешнем курсе рубля, и вовсе стоят запредельных денег. Во-вторых, у импортных срок службы, как правило, существенно меньше (тем же финнам и 10 лет хватает, после чего лифт не ремонтируется, а просто выкидывается, ему на замену уже выпускаются комплекты более усовершенствованной модификации). Для нас это может быть плохо тем, что запчасти не найти, а если повезет, то все равно очень накладно, ремонт влетит в копеечку.

Сколько стоит лифт?

- Стоимость лифта зависит от многих причин, - считает Геннадий Осинцев, главный инженер компании «Лифт СВ», специализирующейся на монтаже лифтового оборудования в новостройках. – От производителя, например, зависит или от класса лифта (лифты люкс и эконом-класса существенно различаются по цене), от количества этажей. Мы, например, устанавливаем лифты белорусского и российского производства, а также корейские и финские. Для девятиэтажки цена начинается от 800 тысяч рублей. Правда, поговаривают, что цены на лифты скоро вырастут, и не только на импортные, которые покупаются за валюту, но и на российские. Белорусские и наши лифты примерно сопоставимого качества, финские-корейские – получше, но с их обслуживанием сложновато, запчасти долго приходится ждать.

По данным Владимира Пупкова, лифт белорусского производства стоит примерно 1,7 млн рублей (в 2014-м – 1,6 млн). Однако в начале 2016 года производители сообщили о 15-процентном повышении цен.


В Барнауле на начало февраля 2016 года – три неработающих лифта (все они сгорели, основная версия – поджог): - на ул. Георгиева, 53 (не действует с 2010 года),- на ул. Матросова, 10 (не действует с 2013 года),- на ул. Весенняя, 8 (не действует с 2014 года). Не так давно сгорел лифт в доме по адресу: ул. Червонная, 2. Жильцы собрали деньги на ремонт, лифт восстановлен.  Кстати. Акты вандализма в лифтах - не редкость. Как правило, раскурочивают обшивку кабин, сжигают кнопки на панели. По словам директора ООО «Лифтовая компания» Владимира Пупкова, самый дешевый (бюджетный)  вариант восстановления облицовки кабины – оцинкованным полимерным железом. Такой ремонт обойдется минимум в 6 тыс. рублей.


Насколько опасны барнаульские лифты?

По мнению директора ООО «Лифтовая компания» Владимира Пупкова, в целом Барнаул неплохо смотрится на фоне многих других городов страны, в которых он побывал: «Лифтовое хозяйство в Барнауле в свое время не успели развалить. Так вышло, что в нашем городе всего четыре обслуживающих организации, в других городах их десятки (в Новосибирске, например, больше 50). Демпинг цен привел к проблемам с качеством обслуживания лифтов». По словам Владимира Михайловича, барнаульцам не стоит беспокоиться – лифт не упадет. «Лифтовая компания» следит за техническим состоянием лифтов города.

Однако это не повод расслабляться. Если речь идет о ремонте, то денег, как правило, хватает лишь на проведение комплекса работ по обеспечению безопасности лифта. «Настоящего капремонта как в советское время не было, так нет его и сейчас. Так только говорится – капитальный ремонт. Хотя по инструкции он должен производиться каждые 6-8 лет», - пояснил Пупков «Алтайской Стройке».

В Барнауле на начало февраля 2016 года – три неработающих лифта (все они сгорели, основная версия – поджог):

- на ул. Георгиева, 53 (не действует с 2010 года),

- на ул. Матросова, 10 (не действует с 2013 года),

- на ул. Весенняя, 8 (не действует с 2014 года).

Не так давно сгорел лифт в доме по адресу: ул. Червонная, 2. Жильцы собрали деньги на ремонт, лифт восстановлен.

Кстати. Акты вандализма в лифтах - не редкость. Как правило, раскурочивают обшивку кабин, сжигают кнопки на панели. По словам директора ООО «Лифтовая компания» Владимира Пупкова, самый дешевый (бюджетный) вариант восстановления облицовки кабины – оцинкованным полимерным железом. Такой ремонт обойдется минимум в 6 тыс. рублей.

Порядок действий

При неисправностях в работе лифта необходимо позвонить в управляющую организацию либо в диспетчерскую службу лифтовой организации. Телефон – у дверей лифта. Диспетчер направит механика проверить.

Согласно Постановлению Госстроя от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив и т.д.) должна устранить неисправности в работе лифта в течение суток с момента обращения.

Частичная замена лифтового оборудования возможна, если жители дома на общем собрании примут решение в соответствии с жилищным законодательством о необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках их финансирования.

Если срок эксплуатации лифта закончился. В этом случае следует обратиться в администрацию города, в свою управляющую компанию. Хотя в администрациях о состоянии лифтового хозяйства информированы хорошо. Обслуживающая городские лифты ООО «Лифтовая компания» ежегодно подает в администрацию Барнаула и краевую администрацию списки лифтов, отслуживших срок и подлежащих замене.

Наиболее крупные организации Барнаула, которые занимаются ремонтом лифтового оборудования:

ООО «Лифтовая компания», ООО «Алтайлифтсервис Плюс», ООО «Технолифт», ООО «Лифткомплекс», ООО «Лифтмонтажсервис», ООО «Лифт-Эксперт».

Кстати, диагностика лифта стоит 12 тыс. рублей. В случае устранения всех замечаний срок службы лифта может быть продлен на 3 года.

Лифт, лифтовое оборудование, лифтовые шахты относятся к общему имуществу многоквартирного дома (ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Расходы по содержанию и ремонту лифта возложены на всех собственников жилья.

Плата за содержание и ремонт лифта не является платой за его пользование Плата за лифт включает плату за техническое обслуживание и содержание лифтового оборудования.

Решение о замене лифтового оборудования принимается на общем собрании собственников помещений, которое должно быть запротоколировано.

Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России:

«Я не могу согласиться, что все лифтеры в России не ведают, что творят. Некоторые из них настоящие специалисты своего дела, но, конечно, конкретно «лифтового» образования у них нет. Как нет его у многих других сотрудников в сфере ЖКХ. Не потому, что они неучи, а потому, что им негде было получить образование. Мы уже начали решать эту проблему, создавая учебные программы в ведущих вузах, например, в МГСУ… Сейчас подготовили профессиональные стандарты для коммунальной отрасли, но результат, конечно, мы увидим не сразу. Я думаю, не через год и не через два, но через какой-то осязаемый период времени можно будет что-то изменить.

Что касается лифтов, то тут дело не только в механиках, а в отсутствии специализированной организации, которая бы отвечала за установку и ремонт лифтов. В свое время кто-то посчитал, что это лишний административный барьер. И что мы с вами в итоге получили? Само понятие специализированной организации в лифтовом хозяйстве просто испарилось. На рынке появилось множество компаний, которые могут выиграть конкурсы и обслуживать механизмы, не имея при этом нужного уровня квалификации. Сейчас мы приняли решение вернуть статус специализированной организации по обслуживанию и установке лифтов, предъявив к таким организациям жесткие требования, в том числе по квалификации работников» (из интервью «Российской газете», 2016 год).

Андрей Беспалов. 

Журнал "Стройка-Алтай"



Назад в раздел




Наверх