04.11.2004


Короткая отечественная история современной малой стройки показывает, что, все беды обывателя, затеявшего ремонт квартиры или строительство загородного дома, происходят из-за его недопонимания роли частного заказчика, в предстоящем партнерстве. В результате в столкновении интересов сторон, ему заранее уготовано поражение. И он просто обречён на переплату.Редкая частная стройка обходится без конфликтов и финансового доения. Большинство потребителей остаются недовольными результатами работы своих исполнителей, вместо высококачественного продукта, они часто получает суррогатный полуфабрикат, а вместо доброжелательных деловых отношений и профессиональных услуг нервотрепку, отнимающую здоровье, время и средства. Подрядчики просто не выдают того, о чем заявляют до подписания договора. 


Все эти и другие беды, превращающие малую стройку в невыносимый бардак, происходят оттого, что человек, затеявший ремонт квартиры или строительство загородного дома, не является Заказчиком. Он всего лишь, клиент, потребитель ремонтно-строительных услуг. А для начала своей стройки, недостаточно иметь только желание и средства. Нужны ещё знания и опыт в области строительства и ремонта. Необходимо хорошо знать рынок строительных услуг и материалов, знать, как правильно заключить договор подряда, как расплачиваться со строителями и контролировать технологические циклы строительства и отделки, какими критериями руководствоваться при оценке качества выполненных работ и т. д. 

К сожалению, понимание этого приходит слишком поздно, когда стройка заходит в тупик, а заказчик выставлен на деньги. Исход всегда печален потому, что просто не может быть другим.Слепая экономия заказчика на всём - это вторая причина убыточной частной стройки, после самообмана и незнания. Используя низкооплачиваемых, неквалифицированных работников и дешёвые, некондиционные материалы, упрощая технологии, игнорируя технадзор и контроль качества, экономя на проекте и организации работ, заказчик, сам того не подозревая, загоняет себя в болото явных и скрытых дефектов. Выявляются эти дефекты, конечно не сразу при приёмке работ, а в процессе эксплуатации. 

Микротрещины переходят в трещины, в подвале, откуда то появляется вода, отслаивается краска, отходят от стен обои, бухтит и отваливается плитка, промерзают стены, греется проводка и т.д. Только тогда, убитый горем заказчик, начинает понимать, что сэкономил по полной программе. Экономить конечно нужно, но экономить нужно грамотно, не в ущерб себе и своему объекту. А грамотно сэкономить сможет только специалист, знающий все тонкости и ньюансы строительства и ремонта, и умеющий вывести недобросовестного исполнителя на «чистую воду».Недобросовестность и непрофессионализм подрядчика, есть ещё одна причина перерасхода средств незадачливого обывателя (лукаво прозванного заказчиком). И виноват в этом, опять же сам заказчик, и никто иной. Ведь к выбору исполнителя нужно подходить более, чем серьёзно, будь то проектировщик, дизайнер или строитель. Каждое звено вносит свою лепту и должно нести полную ответственность за выполненную работу. Подчас аргументами ценообразования могут стать факторы, не имеющие никакого отношения к предстоящей стройке, например, марка автомобиля, потенциального заказчика или предполагаемая толщина его кошелька. Аксиома отношений такова: Заказчик желает, как можно меньше денег отдать, а исполнитель, наоборот стремиться большее количество их заполучить. Это рынок, и ничего предосудительного в этом нет. Но отсюда выливается следствие: желание подрядчика заработать и упростить свой труд, заставляет его прибегать к многочисленным уловкам и хитростям. 

Таким как: завышения расхода и стоимости материалов, объёмов скрытых работ (которые трудно просчитать), в смету вносятся объёмы работ или материалов уже учтённые другой расценкой или которые фактически не выполняются, неправильно применяются коэффициенты перерасчёта и единичные расценки, и т.д. Бывает, что в такой котовасии разберётся не каждый инженер-строитель или сметчик, не говоря уже о человеке незнакомым с этой сферой деятельности. Это всё равно, что посадить играть в шахматы опытного гроссмейстера с новичком. Результат будет заранее предсказуем.Выход же из этих, казалось бы обречённых, ситуаций достаточно простой. Нужно всего лишь признать свой непрофессионализм, как Заказчика и обратиться за помощью к профессионалу, имеющему опыт и знания, который проанализирует проектно-сметную, инженерно-техническую, исполнительную и отчётную документации, проведёт тендер среди претендентов-строителей, поможет составить договор подряда, проконтролирует качество работ, расчёт и расход материалов, проследит за соблюдением технологи"! и проектных решений, возьмёт на технический контроль строительные работы на любом этапе. 

Другого пути, к получению качественного продукта и достижению экономии, не существует. Тот, кто действует иначе - обманывает и обкрадывает сам себя.Сегодня частная стройка не ограничивается побелкой и покраской. Вместе с ростом обилия строительных и отделочных материалов значительно повысился уровень хороших ремонтов и красивых строений, а соответственно и требования к качеству и добропорядочности. Начинать же свою стройку, имея лишь желание и средства, передавать инициативу исполнителям (без всякого контроля) - верх неблагоразумия. Это равносильно выбрасыванию части своих средств на ветер.

P.S. Заказчик должен ясно понимать, что качество строительства и объём переплаты зависят только от него самого. От его компетентности и состоятельности принятых решений, И это не мифы, не чьи-то домыслы, это самая настоящая реальность. И понимая это, многие продвинутые потребители (застройщики) берут себе помощника (квалифицированного специалиста, опытного инженера-строителя), который будет представлять интересы Заказчика и поможет избежать значительного перерасхода средств, и получить качественный, завершённый строительством объект.



Назад в раздел




Наверх