20.03.2009


Подвели под СРОк

Утвержденный Госдумой РФ 2 июля закон предусматривает прекращение выдачи лицензий предприятиям, занимающимся строительными, проектными или изыскательскими работами, с 1 января 2009 года. Окончательно система лицензирования перестанет действовать 1 января 2010 года. Таким образом, после 31 декабря следующего года членство в СРО станет обязательным условием допуска на рынок.

Согласно положениям принятых поправок, предусматривается создание двухуровневой системы саморегулируемых организаций в строительной сфере. Речь идет о региональных союзах и общероссийском объединении, членство в котором будет обязательно для СРО, работающих на территории субъектов федерации.

ВРЕЗСаморегулируемая организация - некоммерческая организация, объединяющая инженеров-изыскателей, архитекторов-проектировщиков, строительные организации. СРО устанавливает правила и стандарты деятельности своих членов, условия «вхождения на рынок», организует контроль за соблюдением членами требований Градостроительного кодекса, других законов, нормативных актов, стандартов, в том числе стандартов и правил самой СРО, представляет интересы своих членов перед органами власти, в том числе в спорах, обеспечивает доступ к информации о деятельности своих членов. Количество создаваемых СРО не ограничивается.

Основные права и полномочия по допуску компаний на рынок получили региональные сообщества. Общероссийское объединение будет заниматься лишь координирующей и методической работой. В том числе - представлять интересы участников СРО в органах исполнительной и законодательной власти. Контролировать деятельность строительных саморегулируемых организаций, скорее всего, будет Министерство регионального развития РФ. Окончательно данный вопрос планируется решить в течение месяца после подписания поправок в Градостроительный кодекс Президентом.

СРО: во благо или…?

По мнению разработчиков документа, введение системы саморегулирования строительной деятельности позволит создать эффективный механизм обеспечения ответственности участников строительного рынка.
Чтобы воплотить этот тезис в жизнь, законодатели установили весьма высокие требования к обеспечению имущественной ответственности членов СРО. Поправки в Градостроительный кодекс предусматривают обязательное создание силами каждого СРО так называемого компенсационного фонда. Каждый из участников саморегулируемой структуры, объединяющей проектные организации или компании, занимающиеся инженерными изысканиями, должны будут перечислить в «общую кассу» от 150 тыс. до 500 тыс. рублей. Для строительных компаний размер взноса составит от 300 тыс. до 1 млн. рублей.

Однако далеко не все участники рынка считают данное положение документа адекватным в нынешней ситуации. Идея установить столь высокие отчисления в компенсационный фонд повлечет за собой весьма негативные последствия для представителей малого и среднего бизнеса. Вопрос обеспечения имущественной ответственности без ущерба для работы небольших компаний можно решить только путем введения системы обязательного страхования их деятельности. В принятом Госдумой варианте документа законодатели лишь рекомендуют участникам рынка страховать свою профессиональную ответственность.

СРО может организовать строительный контроль за своими членами и извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций. Соответствующие органы надзора за строительством привлекают СРО к участию в проведении контрольных мероприятий, если объектом надзора является ее члены.

Для формирования СРО необходимо не менее 100 строительных организаций или 300 архитекторов-проектировщиков и инженеров-изыскателей. СРО обязана принимать меры по недопущению конфликтов между ней и ее членами, поэтому одним из требований может стать наличие специализированного органа урегулирования споров между членами организации или споров с участием самой СРО.

При приеме членов она вправе проверять их соответствие требованиям законодательства. Эта проверка осуществляется специализированным подразделением организации путем экспертизы деятельности кандидата на вступление в данную саморегулируемую организацию. Кроме того, СРО вправе предъявлять дополнительные, не прописанные в данном законе, требования к своим членам.

Для обеспечения контроля за своими членами, СРО может проводить плановые и внеплановые проверки. Создаваемый с целью рассмотрения жалоб в отношении членов СРО дисциплинарный комитет может выносить предписания, обязывающие устранить нарушения в определенный срок, предупреждение, налагать штраф, рекомендовать исключение из членов данной саморегулируемой организации.

Деятельность СРО контролируется уполномоченным органом по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций с помощью плановых и внеплановых проверок. Решение о внеплановой проверке может быть принято на основании заявления от органов власти, правоохранительных органов, организаций, граждан о нарушении СРО или ее членами законодательства, нормативно-правовых актов. При этом уполномоченный проверяющий орган может запросить у специализированного депозитария (контролирует управляющую компанию, которой СРО доверяет размещение средств компенсационного фонда) текущую денежную оценку размера фонда.

Если уполномоченным органом выявлены нарушения в действиях СРО, информация об этом направляется организации, и в течение двух месяцев после ее получения нельзя исключить СРО из единого реестра саморегулируемых организаций. Если по истечении этого срока, доказательство об устранении нарушений представлено не было, уполномоченный орган обращается в арбитражный суд с заявлением о ее исключении и реестра.

В целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями, к ним предъявляются обязательные требования о внесении взноса в компенсационной фонд данной саморегулируемой организации и о заключении договора обязательного страхования ответственности подрядчика. Стоит отметить, что размер компенсационного фонда и страховой суммы в предложениях не указаны. Отмечается, что "первоначально" фонд формируется исключительно в денежной форме за счет обязательных взносов членов саморегулируемой организации.

В целях обеспечения национальных интересов, формирования единых подходов к строительной, архитектурной, изыскательной видам деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций, их взаимодействия с органами власти и потребителями СРО организуют Национальный совет. В него должны войти более 50% всех СРО, объединяющих более 50% всех субъектов, осуществляющих строительные, изыскательные, архитектурные работы в России.

Шаг за шагом

Переход к новой системе должен быть постепенным. После того, как будут приняты новые технические стандарты в строительстве, внесены поправки в законы, строители сами будут осуществлять контроль и нести солидарную ответственность за последствия деятельности тех, кто вступил в саморегулируемую организацию. В законе о саморегулировании предусмотрены меры финансовой ответственности бизнес сообществ, за плоды труда каждого из своих членов.

Вопросы финансовой ответственности застройщиков и проектировщиков могут решаться двумя способами. Во-первых, за счет введения обязательного страхования ответственности строителей, и, во-вторых, - за счет создания компенсационного фонда. Эту идею поддерживают и профессиональные участники рынка. Принимая на себя меры ответственности, меры по покрытию потенциальных убытков за счет осознанных или случайных действий своих членов, они эту ответственность распределяют. Часть ответственности они несут через компенсационный фонд, а также, часть убытков покрывают страховые компании.

Правда, размеры страховых взносов будут подъемны не для всех. Как пример - опыт Франции, где обязательное страхование существует с января 1979 года: лимит ответственности для строительных организаций - 10 млн. евро и 1,5 млн. евро для проектировщика.

Размеры страховых взносов и взносов в «общий котел» (компенсационный фонд) саморегулируемой организации должен покрывать все возможные убытки. Это приведет к некоторому уменьшению количества компаний, которые сегодня работают на рынке: либо к исчезновению, либо к их слиянию. Это неизбежно: надо понимать, что строительство тесно связано с безопасностью потребителей этих услуг.

Компенсационные и страховые взносы будут покрывать всю цепочку рисков в строительстве, начиная от проектирования, изысканий, строительства и финансовой ответственности. Правда, пока закон о саморегулируемых организациях не предусматривает обязательного вхождения в их состав. А значит, после отмены лицензирования, часть строительных компаний будет и вовсе строить бесконтрольно, не набрав денег для формирования того же компенсационного фонда и обязательной страховки. Как решить эту проблему, строители пока сказать не могут.

Но безопасность - превыше всего. А гарантировать ее смогут лишь члены саморегулируемых организаций. В чью пользу сделают выбор потребители - покажет время. Между тем, в Ассоциации строителей констатируют - «за безопасность клиенту придется доплатить».

Эксперименты неуместны

Пресловутый кризис затронул все сферы отечественной экономики. Сфера строительства не стала исключением. На фоне кризисных явлений и под давлением классической дилеммы «быть или не быть», острые споры по поводу перехода строительной отрасли от системы лицензирования к саморегулированию, казалось бы, поутихли. Но это только на первый взгляд…

В Федеральный лицензионный центр, в Министерство регионального развития, в Госдуму продолжают поступать письма с обращениями строительных и общественных организаций о необходимости внести изменения в Федеральный закон № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части, касающейся перехода от системы лицензирования к саморегулированию отношений внутри строительной отрасли.

Строители обращаются по этому вопросу и непосредственно к руководству страны. В письмах выражены не только их обеспокоенность грядущими метаморфозами и опасение за свой бизнес. Общая мысль большинства адресных посланий из регионов: в период развивающегося кризиса проводить эксперименты, касающиеся такой стратегически важной сферы как строительство, опасно и неуместно.

По мнению большинства строителей, упразднению института лицензирования должно предшествовать опережающее развитие альтернативных институтов негосударственного контроля и регулирования. Кроме того, параллельно переходу на саморегулирование нужно и проведение аналогичного эксперимента по страхованию в строительной отрасли в целях недопущения утери контроля за строительством, да и с точки зрения безопасности объектов. Также упоминают о необходимости продления срока лицензирования до дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Прекращение действия лицензий до истечения срока, на который они выданы, не может быть конструктивно оправдано, если одновременно предполагается возложение на предпринимателей дополнительных обременений. По мнению строителей, необходимо предусмотреть более мягкий, не нарушающий их прав, порядок вступления в действие нового закона.

Без лицензии – никуда!

Лицензия -специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

 

Лицензируемые виды строительной деятельности:

 - Деятельность по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

 - Деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

 - Деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Указанные виды деятельности лицензируются при осуществлении нового строительства, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте зданий и сооружений.

Куда обратиться?

В структурное подразделение ФГУ «Федеральный лицензионный Центр при Росстрое» на территории Алтайского края и Республики Алтай - Алтайский филиал: 656099, г. Барнаул, просп. Социалистический, 109, каб. 1 - 7

Филиал оказывает услуги по лицензированию строительной деятельности, которое включает в себя лицензирование строительно-монтажных работ, проектирования зданий и сооружений, а также изыскательских работ для строительства.

Лицензии на строительную деятельность организациям и предпринимателям Алтайского края оформляются ТОЛЬКО в Алтайском филиале,
либо непосредственно в Федеральном лицензионном Центре, в г. Москве.
Иные организации Алтайского края, заявляющие о выдаче ими лицензий на строительство - являются посредниками

 

Материал подготовила Анна Сабанова

 

Комментарий, что сделано на 11 января для формирования СРО? В России, В Крае?

Перестали ли выдавать лицензии в реалии? Что делать тем кто уже оформил заявку или собрался это сделать? Зависшие лицензии?



Назад в раздел




Наверх