Кирпич. Сделано в Китае
Россия - огромный кирпичный рынок, который по размерам на 25% превосходит совокупный рынок стран Центральной и Восточной Европы.
Среднегодовые темпы роста объемов строительства в РФ достигают 10% в год, тогда как строительный рынок Западной Европы растет только на 1–2% в год, а в США вообще сокращается (на 3–4% в год). Строительный рынок России в стадии роста, где кирпичу принадлежит значительная доля.
Как утверждал французский писатель Пьер Реверди, каждый поэт пишет стихи, как будто кладет кирпичи, а маститый прозаик отливает свои тексты, как бетон. Именно кирпич традиционно считается одним из самых надежных материалов для возведения жилых домов и общественных зданий. На сегодняшний день производство кирпича является одним из основополагающих для строительной отрасли. Кирпич используют не только в качестве основного материала для самого строительства - им облицовывают фасады, из него делают внутренние несущие стены, наружные стены и перегородки.
СПРАВКА: Кирпич является наиболее популярным и долговечным материалом для строительства различного рода зданий и сооружений. Сфера применения кирпича широка – он используется при закладке фундамента, возведении несущих стен и межкомнатных перегородок, в печах и каминах, для облицовки зданий и их внутренней отделки.
В каждом российском регионе есть свои кирпичные лидеры, однако единого крупного федерального игрока, как на рынке кирпича нет. Конечно, есть крупные компании, но на них приходится несущественная доля. Таким образом, отличительными чертами российского кирпичного рынка называют выраженный региональный характер и присутствие значительного количества локальных производителей. В то же время здесь присутствуют и зарубежные игроки. Если дифференцировать российский кирпичный рынок по регионам и спросу, то больше всего кирпича в настоящий момент, по данным исследования, проведенного компанией Infoline, требуется столичному региону. Емкость московского рынка кирпича эксперты компании оценивают в 1,6 млрд. штук, в том числе 1,2 млрд. строительного и 400 млн. штук лицевого. В денежном эквиваленте это составляет примерно $350 млн.
Активными игроками кирпичного рынка являются строительные и девелоперские компании. В целом сейчас существует достаточно высокая интеграция между производителями кирпича и строителями, которые контролируют не менее трети соответствующих заводов. Всех участников кирпичного рынка условно можно разделить на компании, принадлежащие крупным строительным группам, и независимых игроков. Для строителей выгода состоит в контроле производственной цепочки изготовления стройматериалов.
ВРЕЗ: Многие компании заинтересованы в приобретении либо строительстве предприятий, производящих строительные материалы, для того чтобы застраховать себя от возможного перебоя в поставках стройматериалов, колебания цен, неудовлетворительного качества.
На рынке достаточно много примеров, когда большую партию материала может перекупить другая компания, нарушая утвержденный договор. Кроме того, строительная компания может быть заинтересована во внедрении своих уникальных и экономически эффективных разработок, а производитель материала не всегда готов использовать эту технологию на своем предприятии. Однако далеко не всем строителям удалось занять нишу в производстве такого ценного стройматериала.
Также в России постепенно формируется спрос на альтернативные традиционному строительному кирпичу более экономичные материалы, изготовленные по современным технологиям. В частности, российские производители налаживают выпуск поризованных керамических блоков, составляющих по размерам 4-15 обыкновенных кирпичей. Благодаря большому количеству пустот и пор такой блок имеет хорошие теплоизолирующие свойства, обладает достаточной прочностью.
Как рождается кирпич
Производство начинается с добычи глины, которая зависит от ее свойств и особенностей залегания. Разработка пластов глины для кирпича осуществляется при помощи экскаваторов или механических лопат. Также может применяться ручная добыча глины, а в случае если залежи глины особо плотны, применяется взрывной способ.
Глину, извлеченную из карьера, помещают в бетонированные творильные ямы, где производится ее разравнивание. Далее яма с разровненной глиной заливается водой и оставляется 3-4 дня. После этого из глиняной массы необходимо убрать камни и другие твердые тела, для чего используются камневыделительные вальцы, где при помощи спиралей камни подгоняются к одному из концов вальцов и удаляются по желобу.
После удаления из глины ненужных примесей она поступает в ящичный питатель, который имеет 2 или 4 отделения. Количество отделений зависит от количества смешиваемых сортов глины. Для выталкивания на бегуны, а также для разбиения твердых кусков материала питатель оснащен выходным отверстием, на которое поставлены подвижные грабли. На бегунах глина измельчается, а затем проваливается вниз через сетку, величина отверстий которой составляет не более 3-х миллиметров.
Вслед за прохождением бегунов глина проходит через несколько пар гладких вальцов и попадает в кирпичный ленточный пресс. Проходя через него, глина попадает на резательный аппарат, в котором проволока (резак) отсекает декоративный камень от глиняной ленты. Готовые бруски глины ставятся на ребро и складываются на подкладочные деревянные рамы. Деревянные рамы должны располагаться на 2-3 сантиметра ниже, чем лента глины, а также двигаться немного быстрее ленты, чтобы между кирпичами образовывались небольшие промежутки, которые нужны для качественной сушки готового кирпича.
Далее осуществляется расфасовка кирпича, а потом искусственный камень помещается в сушильные камеры. В сушильных камерах при температуре 350-400 градусов кирпич высыхает под воздействием на него, нагретого пара. Высушенный кирпич доставляется в печь для обжига с помощью подъемников и специальных вагонеток. Печь оснащается вентилятором для осуществления равномерности тяги. Температура в печи должна составлять от 900 до 1000 градусов. Кирпичи в зависимости от температуры обжига получают различную окраску: от темно-красной при сильном обжиге до розовой при слабом.
Кирпич в шоколаде
Участники рынка продолжают с надеждой смотреть на рынок кирпича, не опасаясь, что он повторит судьбу цементной отрасли. Не исключено, что в отрасли могут начаться процессы консолидации на базе крупных строительных компаний.
Дополнительно растет спрос именно на кирпич высокого качества. В частности, строители проявляют интерес к облицовочному кирпичу всевозможных форм и цветовых оттенков. Потому новые предприятия кирпичной отрасли, не отказываясь от производства традиционного красного кирпича, ориентированы на увеличение объемов выпуска высококачественного облицовочного кирпича и расширение ассортимента этого вида продукции. Выпуск продукции шоколадного цвета вполне укладывается в общую тенденцию.
Кроме того, некоторые российские производители налаживают выпуск поризованных керамических блоков, аналогичных по размерам 4-15 обыкновенным кирпичам. Благодаря большому количеству пустот и пор такой блок имеет хорошие теплоизолирующие свойства, обладает достаточной прочностью.
Потребление лицевого кирпича растет преимущественно за счет малоэтажного жилья, а в сегменте высокоэтажного строительства рост емкости рынка происходит существенно меньшими темпами, чем увеличение объемов монолитного домостроения, ввиду усиления конкуренции со стороны других облицовочных материалов и вентилируемых фасадов. По некоторым данным, рост цен к середине строительного сезона 2009 г. составит не менее чем 20-30% по сравнению с началом января.
Сдерживанию цен на кирпич может способствовать ввод в эксплуатацию в первой половине года новых кирпичных заводов, однако срок запуска предприятий традиционно переносится, и едва ли новые игроки смогут наладить поставки в значительном объеме до лета 2009 г. Потому эксперты прогнозируют рост спроса на кирпич около 7-9% за год, что, в свою очередь, по их данным, приведет к росту цен в среднем на 7-12%. В любом случае, согласно всем прогнозам покупателям кирпича придется подготовиться к тому, что ближе к пику строительного сезона за заветный кирпич придется платить уже по другим ценам.
О кирпиче китайском замолвите слово…
Российские производители кирпича сталкиваются с неизбежной проблемой обновления основных фондов предприятий. Современных высокотехнологичных кирпичных заводов в стране недостаточно. В подавляющем большинстве случаев, российский кирпич производится на технологических линиях 30 летней давности, а то и старше. На крайне изношенном оборудовании трудно производить продукцию, отвечающую современным требованиям.
На первый взгляд может сложиться мнение, что проблема легко решаема. На рынке большое количество предложений современных, высокопроизводительных линий для производства кирпича. Отечественных и импортных. Изучай предложенное оборудование, выбирай, покупай. Но не все так просто. Основным сдерживающим фактором является высокая цена оборудования. Как отечественного, так и импортного (в подавляющем большинстве случаев западноевропейского). Эта высокая цена значительно удлиняет срок окупаемости оборудования, доводя его до 8-9 лет. Такой срок окупаемости не устраивает ни производителей, ни кредитные организации, рассматривающие вопросы кредитования сделок на покупку оборудования.
Но выход есть. В последнее время, все больше российских производителей кирпича, а также предпринимателей, которые собираются заняться, кирпичным бизнесом с интересом присматриваются к китайскому оборудованию.
ВРЕЗ: Китайский кирпич целиком и полностью используется в строительстве объектов народного хозяйства КНР. Из него делаются дома, заводы, школы, больницы и детские сады. По технологии китайское оборудование идентично самым современным импортным аналогам. Кирпич, изготовленный на китайском оборудовании, получается отличного внешнего вида, и по своим характеристикам соответствует российским стандартам.
Большое количество российских специалистов посещают Китай, знакомясь с китайским кирпичным производством. И в большинстве случаев впечатление о китайском кирпичном производстве - самые положительные. Конечно, есть и сомнения. Как оборудование поведет себя в работе? Будут ли поломки? Итальянское, испанское, немецкое оборудование уже достаточно давно на Российском рынке, а китайское только появляется.
Но цена!
Китайские кирпичные заводы той же производительности, совершенно таких же технологических решений в 4-5 раз дешевле российских и западноевропейских аналогов! Становиться ясно, что здесь нужно независимое, профессиональное мнение специалиста.
Никитаев Алексей - директор ООО «Имэкс»
«Специалисты нашей компании на протяжении 15 лет тесно сотрудничают с китайскими производителями, опыт показывает, что цена ощутимо отличается от цены на европейское оборудование. На сегодняшний день, Китай является лидером на мировом рынке, благодаря соотношению цены и качества, можно сказать, что продукция, производимая в этой стране, давно уже отличается от «ширпотреба» ввозимого в Россию 15-20 лет назад. Здесь все зависит от того, какой материал будет использоваться при производстве кирпича, и ни в коем случае это не зависит от производителя оборудования, на котором будет производиться кирпич.
Ни для кого не секрет, что по заказу европейских гигантов Китай производит оборудование, автомобили и другую продукцию, для того чтобы уменьшить затраты на производстве. Например, шины под известной торговой маркой «Michelin» давно уже выпускаются в Китае, а почему это делается никому объяснять не надо.
Китай - это страна, которая не стоит на месте, а движется огромными шагами вперед. Можно привести пример: к нам обратились за помощью в поиске оборудования, наши специалисты предоставили всю интересующую клиента информацию (стоимость, сроки, условия поставки). В течение трех месяцев клиент принимал решение, после чего обратился к нам вновь с согласием на покупку оборудования и был удивлен, что то оборудование, которое предлагали ему три месяца назад уже сняли с производства.
Для того чтобы говорить о плюсах и минусах, нужно сравнивать аналог оборудования европейских производителей с оборудованием, произведенным в Китае. К сожалению, нашим специалистам не приходилось сравнивать, поэтому мы не можем ответить на этот вопрос с полной уверенностью.
На решение остановить свой выбор на китайском оборудовании может повлиять, естественно, соотношение цены и качества. При достаточно низкой цене, качество нисколько не будет отличаться от качества европейских производителей, а в некоторых случаях бывает и лучше.
В Алтайском крае, возможно уже давно используют китайские станки для производства кирпича, а может, производят кирпич на отечественном оборудовании. Дело в том, что стоимость оборудования по производству кирпича, которое предлагаем мы - достаточно дорогое, и нам не приходилось сталкиваться с покупателями в Алтайском крае, в основном к нам обращаются с европейской части России.
Мы основали свою фирму совсем недавно, но, благодаря опыту наших специалистов, удалось осуществить несколько проектов за короткий промежуток времени. Проблемы в основном в том, что люди в России, которые проявляют интерес к китайской продукции, не готовы платить за услуги, предоставляемые компаниями подобно нашей.
В России уже давно используют оборудование по производству кирпича, выпущенное в Китае, но, к сожалению, здесь сложилось мнение: раз Китай - значит некачественно. Пока будет существовать такое мнение, владельцы оборудования не будут афишировать, что их кирпич выпускается на оборудовании китайского производства.
Что касается спроса, могу с уверенностью сказать что, несомненно, китайское оборудование пользуется спросом, но не всем оно по карману».
Материал подготовила Анна Сабанова
Интервью: Денис Хаджинов