16.12.2010


Горный на высоте!


«Мы уже в начале ноября выполнили годовой план по вводу жилья в эксплуатацию!», - Юрий Сорокин, министр регионального развития Республики Алтай. 

Справка. 
Сорокин Юрий Васильевич – министр регионального развития Республики Алтай, государственный советник Республики Алтай 1 класса, почетный строитель России. Осуществляет общее руководство министерством и подведомственными учреждениями, а также строительной, жилищно-коммунальной, газовой, транспортной отраслью, связью, энергетикой и т.д. 
Юрий Васильевич родился в Саратовской области 2 января 1952 года. В 1974 году окончил Одесский инженерно-строительный институт по специальности «Инженер-гидротехник с правом производства общестроительных работ». 
1974 – 1983 гг. – мастер, прораб, старший прораб СМУ-2 Саянской ГЭС. 
1983 – 2000 гг. – старший прораб, главный инженер, заместитель генерального директора, директор строительного филиала № 2 Катунская ГЭС. 
В 2000 году – Заместитель министра Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай. В 2005 году назначен Министром промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай. 
С 2006 года действующий министр регионального развития Республики Алтай. 



- Юрий Васильевич, газету с названием «Стройка», конечно же, интересует созвучная отрасль. Каковы темпы строительства в Республике Алтай на сегодняшний день? 
- Необходимо сказать что, Правительство Республики Алтай и Глава Республики Алтай Председатель Правительства Республики Алтай А.И. Бердников уделяют постоянное и пристальное внимание строительной отрасли. В целом строительные темпы в Республике Алтай в течение вот уже нескольких последних лет нарастающие. Если говорить об итогах текущего года, то мы уже в начале ноября выполнили годовой план по вводу жилья в эксплуатацию, то есть сдали 62 тысячи кв. метров жилья. Несомненно, очень помогают федеральные программы. К примеру, 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В рамках стимулирования жилищного рынка мы покупали квартиры в строящихся домах с большой готовностью. Это помогло нам завершить строительство и ввести в эксплуатацию порядка 9 многоквартирных домов. То есть, если бы не было этого закона, то скорее всего застройщики бы заморозили строительство. А так – все в выигрыше. В Турочаке по федеральной программе обеспечения жильем ветеранов ВОВ построен целый микрорайон, подведены все необходимые коммуникации. Очень хорошо сработали наши местные строители на этом объекте. Кроме того в 2010 году завершено строительство и введены в эксплуатацию 3 центральные районные больницы, 4 школы. Если говорить о масштабах, то нет в Республике Алтай района, где бы не велась застройка.. 


Помимо федеральных программ в Республике Алтай действует ряд республиканских. Так, в рамках реализации программы«Развитие физической культуры и спорта в Республике Алтай на 2009-2015 годы» из бюджета республики выделено около 9 миллионов на реконструкцию стадиона «Спартак» в Горно-Алтайске.В соответствии с программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Алтай на 2010-2013 годы» реконструируются здания школ в с. Кокоря Кош-Агачского района и с. Усть-МутаУсть-Канского района, а также здание центральной районной больницы в с. Онгудай. В рамках действия республиканской программы «Автомобильные дороги Республики Алтай (2008-2010 годы)» из бюджетов различных уровней предусмотрено выделение порядка 584 млн. рублей. По данным на 1 октября 2010 года РУАД «Горно-Алтайавтодор» введено 68,3 км.автомобильных дорог общего пользования и 6 мостов. 

- Как обстоят дела со строительством туристических объектов? 

- Ни для кого не секрет, что наш основной конек – это туризм. Только за текущий год количество посетителей выросло с 650 тысяч человек до 1 млн. 200 тысяч человек в год! И это при общей численности жителей республики всего в 210 тысяч человек. Практически 1:6. Уровень туристического бизнеса изначально невысок, однако все базы постоянно переполнены. Бронировать места на Новый год начинают где-то с августа, поэтому в октябре-ноябре свободных мест уже нет. Наша общая задача сегодня (и строительной отрасли в частности) – создать благоприятные условия для развития 
туризма в Республике Алтай. На сегодняшний день реализуются два больших проекта: горнолыжный комплекс «Манжерок» и особая экономическая зона «Алтайская долина». На горнолыжном комплексе уже запущены 2 подъемника: бугельный и кресельный. В этом году должно заработать 3 трассы. Помимо подъемников введены в эксплуатацию 3 трехзвездочных гостиницы и 1 однозвездочная, то есть лыжников непременно накормят и обогреют. Если говорить об ОЭЗ «Алтайская долина», расположенной между Соузгой и Маймой, то здесь самый важный и представительный объект – это сооружение искусственного озера на 50 гектаров. Представляете - 50 гектаров и теплая вода! Работы уже начались, сейчас решается вопрос о резидентах, от этого зависят основные объекты, которые появятся в будущем на территории «Алтайской долины». Также мы реконструируем аэропорт и надеемся, что к концу следующего года к нам уже прилетит первый самолет из Москвы. Таким образом, туристам, которые посещают разнообразные горнолыжные комплексы за рубежом представится возможность комфортно организовать посещение одного из красивейших уголков России-Республику Алтай. У нас и таможни нет, и доступность аэропорта в минутах измеряется. Однако мало помочь добраться, разместить всех и развлечь, нужно еще и накормить, причем вкусной и здоровой пищей. Ведь все наши бренды основаны на натуральности и специфичности. Комплексно решая эту задачу, мы по приросту производства мяса, пуха и т.д. вышли на третье место в Сибирском округе. Очень активно строятся забойные и перерабатывающие цеха. У нас 67 тысяч голов маралов, мы уже превысили уровень советского мараловодства чуть ли не в 2 раза. 
- Юрий Васильевич, наверняка с увеличением потока туристов большое внимание в республике уделяется и дорожному строительству… 
- Несомненно. В следующем году начнется реконструкция Чуйского тракта. Будет красавец! Чем он будет отличаться? В первую очередь - это современные развязки. Первая - в районе поворота на с.Платово, вторая развязка – объезд села Майма (объездная дорога будет пресекать Чуйский тракт таким образом, что по самой Майме движения не будет), после этого дорога выйдет на с. Карлушка и там тоже хорошая развязка будет. Чуйский тракт будет четырехполосным:2 полосы в одном направлении, 2 в другом. Плюс – предусмотрено освещение в ночное время. Все это значительно повысит пропускную способность и безопасность дорожного движения. 
 

Юрий Сорокин: «Пару-тройку лет назад рыночная стоимость одного квадратного метра первичного жилья в Республике Алтай доходила до 54 тысяч рублей. Кризис взял свое. Сегодня цена за один «квадрат» колеблется от 33 до 38 тысяч рублей. 


- Как идет процесс газификации региона, ведь сегодня это одна из самых актуальных тем для россиян? 
- Газификация Республики Алтай идет достаточно активно. В этом году мы вводим 70 км.газоразводящих сетей, а также уже выполнили 398 подводок прямо к цоколю дома в Горно-Алтайске и 710 в Майме. За две прошедших зимы жители республики забыли, что такое черный снег и ежесуточные шесть тонн сажи, которые падали буквально на головы. На сегодняшний день на газ переведены 27 котельных из 68. Если судить по нагрузке, то порядка 70 % приходится на газовые котельные. 

Существует довольно интересный проект «Алтай», предполагающий поставку газа из Сибири в Китай. Республики Алтай этот проект означает в первую очередь дополнительные налоговые поступления в бюджет. Могу расшифровать: если мы сегодня собственных налогов собираем 1 млрд. 200 млн. рублей, то за эту землю мы будем получать около 3 миллиардов.
- Юрий Васильевич, насколько мне известно, вопрос электрификации является для Республики Алтай весьма наболевшим. Какие меры предпринимаются для выхода из сложившейся ситуации? 
- При всех наших хороших показателях Республика Алтай сегодня – это энергодефицитный регион. Расчетный пик зимы – 110 МВт., при том, что наши линии в настоящий момент могут пропускать максимум 110 МВт. В прошлом году мы прошли пик аномально низких температур, увеличив пропускную способность до107 МВт. Это означает, что подключение каких-либо дополнительных объектов к сети уже невозможно. Из такой ситуации есть два выхода: энергоресурсосбережение и создание собственных генерирующих источников энергетики. 
Каскад ГЭС на реке Чуя пошел локомотивом. За ним объект номер 1 – ГЭС «Чибит» на той же реке Чуя в Улаганском районе. Мощность ГЭС – 24 МВт, годовая выработка энергии – до 108,5 млн. кВт/ч. Объект планируется сдать в 2013 году. Ожидается, что ГЭС «Чибит» обеспечит четверть потребности Республики Алтай в электроэнергии. Тендер на возведение гидроэлектростанции выиграл ЗАО «ГидроИнжиниринг Сибирь» (дочернее предприятие ОАО «РусГидро»), который для этих целей организовал ОАО «Малые ГЭС Алтая». Они включили в свою инвестиционную программу 2 млрд. 688 млн. рублей. 
Также есть проект и даже инвестор строительства каскада малых гидроэлектростанций на реке МультаУсть-Коксинского района. Инвестирующую компанию нам удалось заинтересовать. Я считаю, что это одна из первоочередных задач власти – заинтересовать инвестора,, привлечь и наладить сотрудничество. Нужно грамотно обрисовать предпринимателю выгодность вложения средств. На Мульте предполагается построить каскад из шести гидроэлектростанций с установленной мощностью 34,5 МВт.Гидрологический режим Мультинской ГЭС близок к естественному, так как в зону подтопления войдут незначительные прибрежные площади. Стоимость проекта – 3,2 млрд. рублей. Сроки строительства каскада рассчитаны на 78 месяцев. Еще есть проект газотурбинной электростанции (ГТЭС) в Майме. Вот этими тремя объектами мы и должны восполнить дефицитэлектроэнергии в республике(268 МВт). 

-
Юрий Васильевич, налажено ли в Республике Алтай собственное производство каких-либо строительных материалов?
 
- У нас кроме утеплителя и кирпича есть все. Я, конечно, не имею в виду гипсокартон или МДФ. Речь идет о материалах для общестроительных работ. Завод железобетонных изделий «Магис» в с. Майма предоставляет полный спектр необходимых материалов для возведения жилья. Не только мы, но и вся округа обеспечена. Также у нас много оцилиндрованного бревна(и в Майме, и в Шебалино, и в самом Горно-Алтайске). Помимо этого свои окна производим, ну а щебень или, предположим, песок – это вовсе без проблем. 


-Юрий Васильевич, и, что называется, ложка дегтя: существуют ли проблемы на фоне общего благополучия строительной отрасли республики? 
- Проблем много. В первую очередь это наличие строительных кадров. В этом у нас дефицит. Мало строителей с большой буквы – хоть инженеров, хоть рабочих. Хочется надеяться, что в других регионах эта проблема не такая животрепещущая, поэтому мы приглашаем любые фирмы для того, чтобы они открывали у нас свои филиалы и работали, благо объектов превеликое множество.
 



Назад в раздел




Наверх