17.01.2011


«Полномочия СРО необходимо расширять!»


К такому выводу пришли строители и проектировщики Алтайского края - члены объединения некоммерческих партнерств «Главсоюз» (г. Санкт-Петербург). В конце прошлого года с рабочим визитом Барнаул посетили представители ОНП «Главсоюз». 


Кто есть кто… 

Несмотря на существование в Алтайском крае собственных саморегулируемых организаций, некоторые представители строительного бизнеса предпочли вступить в иногородние СРО. Более 100 специализированных компаний Алтайского края и Республики Алтай зарегистрировано в ОНП «Главсоюз». В Барнауле для них функционирует региональное представительство - ООО «Регионсоюз». 
Объединение некоммерческих партнерств (ОНП ) «Главсоюз» создано в 2008 году. В состав «Главсоюза» входят СРО НП «Центр развития строительства» (ЦРС) и СРО НП «Центр развития архитектурно-строительного проектирования» (ЦРАСП). Сейчас идет процесс формирования саморегулируемых организаций в области энергоаудита и пожарной безопасности. По словам Алексея Пышкина, председателя советов некоммерческих партнерств «Главсоюз», в основном к ним примкнули компании, настроенные на независимость от региональных властей. «Мы дружим с главами регионов, но нас не устраивает ситуация, когда на региональном уровне саморегулирование контролируется региональной властью – это противоречит самой идее саморегулирования», - подчеркивает глава партнерства. На сегодняшний день «Главсоюз» имеет свои представительства в 11 регионах РФ. По данным на декабрь 2010 года, в СРО НП «ЦРС» зарегистрировано 760 компаний, а в СРО НП «ЦРАСП» - 292. Владимир Шахов, директор по стратегическому развитию ОНП «Главсоюз»: «Сейчас мы в активной фазе организации филиалов «Главсоюза». Полагаю, что это решение правильное и своевременное, так как на мой взгляд филиальная система поможет скоординировать действия СРО на всей территории РФ и наладить взаимодействие между компаниями, СРО первого уровня и национальными объединениями, ведь один в поле – не воин».


Проблемы одинаковые, решения – разные… 
Несмотря на то, что основная цель визита представителей «Главсоюза» - разъяснить необходимость замены допусков в соответствии с Приказом № 624 в срок до 1 января 2011 года, на рабочей встрече обсуждали и множество других проблем. Большое количество вопросов связано с проведением аукционов и реализацией 94-ФЗ в целом. «Действительно, проблемы строительной отрасли одинаковы во всех регионах», - отметила Екатерина Крутова, директор ОНП «Главсоюз». На встрече в Барнауле прозвучало мнение о необходимости юридической поддержки со стороны СРО для того, чтобы уравнять интересы заказчика и подрядчика при проведении тендеров, так как существует монополизация рынка госзаказа, лоббирование интересов компаний, входящих в саморегулируемые организации, подконтрольные органам власти. Для решения этих проблем и появления на строительном рынке добросовестной конкуренции необходимо единство отрасли. 
Юрий Королев, президент ООО «Регионсоюз» (г. Барнаул): «Если была бы создана какая-то концепция при СРО – двигаться наверх с предложениями проводить экспертные оценки проектов, инициировать изменения на уровне законодательства…Сколько было уже коренных изменений в системе допусков? Первый год лихорадит, но все это придет в соответствие. Было бы здорово, если бы инициатива двигалась снизу – от самих компаний поступали бы предложения и рекомендации. Но пока действий нет, только кулуарные разговоры». 
Между тем специалисты ОНП «Главсоюз» разработали концепцию изменений в 94-ФЗ и отправили ее для ознакомления Президенту РФ Дмитрию Медведеву, а также в Минэкономразвития и в НОСТРОЙ. В основе концепции – расширение полномочий саморегулируемых организаций. СРО должны выступать в качестве экспертов, контролирующих соблюдение интересов подрядчика и заказчика, качество проектов и работ на всех этапах. «Между подрядчиком и заказчиком должна быть сила – фильтр, который не позволит построить и принять некачесвенный объект», - подытожил на рабочей встрече Владимир Шахов, директор по стратегическому развитию ОНП «Главсоюз». Обсуждали и ситуацию с коммерческими СРО, которые открыто торгуют допусками. «Главсоюз» в свою очередь предостерег организации выбирать сомнительные СРО, которые предлагают льготные условия вступления и не имеют четкого юридического адреса. Для исчезновения «черных» СРО необходимо, чтобы допуск имел вес. Сегодня же преимущественно смотрят лишь на его наличие. Владимир Шахов в ходе рабочей встречи отметил, что саморегулирование в формате только выдачи допусков не может существовать долго. Полномочия и ответственность СРО должны расшириться, что позволит не только обеспечить контроль соблюдения требований допусков, но и решать проблемы отдельных компаний, развивать строительную отрасль в целом. 
Николай Чертов, генеральный директор холдинговой компании «Промстрой корпорация», заслуженный строитель России: 
«У нас сначала в Алтайском крае был замысел такой – все мелкие организации отсеять, оставить только крупные. Это в корне неправильная позиция. В Алтайском крае нет ни нефти, ни газа, зато у нас есть два золотых компонента – люди и алтайское зерно. В силу этого у нас нет крупного бизнеса, вокруг которого можно построить краевой бюджет, социальную сферу. На мой взгляд, все должно базироваться на малом и среднем бизнесе. На самом деле эту истину все высказывают: малому и среднему бизнесу главное – не мешать и установить такие правила, чтобы он мог развиваться, а вместе с ним будет развиваться и территория бизнеса. Вы работаете с малыми и средними предприятиями на равных – это более правильно». 



Алексей Пышкин, председатель Советов некоммерческих партнерств «Главсоюз»: «Сам институт саморегулирования изначально политизирован. К нему было обращено повышенное внимание со всех сторон – и со стороны депутатского корпуса, и представителей органов исполнительной власти, и крупного бизнеса. Мы же стараемся выстраивать нормальную схему взаимодействия с органами власти, СРО и их участниками. Большая часть работы в плане развития института саморегулирования впереди. Только когда все компании-члены СРО будут с большой охотой и активностью участвовать в тех инициативах и проектах, которые поддерживаются СРО, мы сможем говорить о саморегулировании как о реально действующей системе. Пока же саморегулиров
ание охватывает отдельные фрагменты управления строительным рынком, которые в основном появляются по инициативе сверху. Несмотря на определенные успехи и достижения за минувший год, саморегулирования еще не получилось. Потому что саморегулирование начинается, не когда всех записали в какой-то перечень, опубликовали на сайте и выдали допуски, а когда появилось реальное желание управлять процессами: участвовать в обсуждении, голосовать и принимать решения».



Назад в раздел




Наверх