12.01.2017 11:09:00


«Леруа» – не киллер

Представители торговли стройматериалами и оборудованием Алтайского края не боятся французской сетевой компании «Леруа Мерлен». Как сказал один из предпринимателей, не так страшен Адольф Леруа, как его тёзка, тем более что цены на часть товаров в действующем магазине этой сети в Барнауле не ниже, чем у оптовиков и местных магазинов и сетевых супермаркетов.

LEROY_MERLIN_04.JPG

 

Откуда паника

Уход с рынка известного магазина «Прораб» в 2016 году не вызвал бы столько шума, если б годом ранее в краевой столице рядом с ТЦ «Арена» не открыли «Леруа Мерлен». Это дало повод предположить, что закрытие «Прораба» было связано не с кризисом и общим падением покупательской способности, не с крайне неудачным расположением магазина (пр. Космонавтов, промзона вдали от платежеспособных покупателей) и не с ошибками в ценообразовании («Прораб» не считался самым экономным магазином), а исключительно с появлением «Леруа». Именно такую позицию в своем интервью ИД «Алтапресс» выразил Юрий Ряполов, председатель Координационного совета предпринимателей при администрации города:

- В результате появления на барнаульском рынке «Леруа Мерлен» с рынка уходят местные продавцы: как мелкие, так и достаточно крупные. В их числе «Прораб» и другие игроки. С одной стороны, для покупателей это хорошо, они экономят. Но есть другая сторона – продаж своей продукции лишаются алтайские производители строительных и отделочных материалов и других товаров, потому что на полках «федералов» представлена преимущественно продукция других регионов и стран. Тот же «Леруа Мерлен» в прошлом году в числе товаров местного производства в продаже имел только саженцы. А именно здесь создается добавленная стоимость товара, рабочие места и налоги в местный бюджет.

Юрий Ряполов уверен, что «экспансия «Леруа» очень похожа на ситуацию 90-х с окорочками, когда дешевое куриное американское мясо сначала убило российскую птицеводческую отрасль, а потом монополист взвинтил цены. Журнал «Алтайская Стройка» полностью разделяет озабоченность Юрия Ряполова по поводу слабой представленности товаров местных производителей в межнациональной сети, но не видит поводов сгущать краски. И даже строительство нового магазина «Леруа» на правом берегу Оби вряд ли окажет ощутимое негативное воздействие на состояние сектора торговли строительными и отделочными материалами. Поэтому претензии природоохраны и прокуратуры к процессу строительства нового магазина международной сети не стоит связывать с попытками защиты местного рынка, как это пытались представить в соцсетях.

Эффект «первого ценника»

Изначально открытие магазина «Леруа» в Барнауле анонсировалось на 2014 год, и представители местных алтайских магазинов строительных и отделочных материалов внимательно следили за развитием событий. Как пояснял тогда в одном из интервью журналу «Алтайская Стройка» Василий Маслов, руководитель отдела маркетинга компании «Альтерра», изначально было ясно, что ленточку разрезать получится не раньше 2015-го, в том числе из-за нарастающих сложностей в экономике. А уж в местной специфике, как и в особенностях поведения покупателей в кризис, представители региона разбираются намного лучше иностранцев:

- Если случится так, что люди будут меньше ходить по строительным магазинам, то сети эконом-класса (такие, как наша) пострадают в последнюю очередь, - заявил тогда Маслов и оказался прав: «Альтерра» живет и здравствует (хотя Василий там уже не работает).

Популярный миф о том, что «Леруа» постоянно мониторит цены на самые востребованные товары и исходя из полученных данных выставляет свой ценник на 5% ниже (даже себе в убыток!) – не совсем миф. Просто список этих товаров, по всей видимости, ограничен наиболее дешевыми из всей линейки аналогичных, когда, к примеру, из всей линейки кирпича выбирается самый доступный. Но ведь в природе не существует «просто кирпич», он всегда имеет определенные параметры: марка прочности, влагостойкость, геометрия. Поэтому те, кому нужен этот товар определенной марки, попросту обзванивают несколько торговых точек и делают выбор не всегда в пользу «Леруа».

- Ситуация с «Прорабом» сильно притянута за уши, - уверена Елена Коротеева, директор по маркетингу и мерчендайзингу Группы компаний «ПРАКТИКА» («Формула М2» и «АКСИОМА»). – Конечно, если посмотреть на товары, представленные в «Леруа», то настолько низких параметров качества нет ни у кого из местных операторов рынка. Они специально запрашивают у производителей самые низкие цены, и те просто вынуждены снижать качество продукта. «Первая цена» сознательно ставится на самый низкокачественный товар, зато потом отыгрывается на всех остальных. То есть человек приходит, видит копейки на ценнике и у него возникает ощущение, что тут все очень недорого. Но сегодня покупатели уже начали разбираться, они смотрят уже чуть дальше, чем первые ценники, и видят, что далеко не все там так дешево, как хотелось бы. И народ просто уходит в другие сети… Мы это понимаем на примере «АКСИОМЫ», которая стоит с «Леруа» рядом, однако никаких особых проблем от такого соседства не испытывает, скорее даже наоборот. Тем не менее не замечать и не учитывать присутствие такого международного бренда мы не можем: я бы сказала, что они очень взбодрили рынок, но какой-то проблемой для местных компаний это не стало. Все уже приспособились, понимая свои сильные и слабые стороны и все разговоры, что «Леруа» кого-то притесняет, сильно преувеличены.

Формула М-2  (Республика)


Козырные места

Возможно, по замыслу руководства «Леруа» открытие первого супермаркета на выезде из Барнаула в активно застраивающемся микрорайоне, рядом с ТРЦ «Арена», должно было сделать его мегапопулярным. Но реальное положение дел в экономике заставило уйти из «Арены» сначала гипермаркет бытовой техники Media Markt, а затем и продуктовый супермаркет «Магнит». Несмотря на перспективность, «Арена» пока еще остается местом, до которого «нужно добираться», а значительная часть расположенного рядом жилого массива заселена не полностью. Тем не менее павловское направление считается перспективным и в плане частной коттеджной застройки, да и сам Павловский район вполне может восприниматься как пригород Барнаула.

Активное коттеджное строительство на территории Барнаульской агломерации в Первомайском районе вполне может объяснить перспективность расположения второго магазина сети «Леруа» на правом берегу Оби. Отметим, что там уже есть «Альтерра», с которой придется чем-то конкурировать, но говорить о возможном уходе покупателей от одного магазина к другому было бы неправильно. В том числе и потому, что количество покупателей на территории Барнаульской агломерации не является постоянной величиной: только по официальным данным с 2009 года численность населения краевой столицы выросло с 597 000 до 700 326 человек! И это не предел: в условиях кризиса и постепенного отмирания деревень молодежь из сельских районов все активнее перебирается в крупные города, но далеко не всегда там прописывается. А это значит, что реальное население краевой столицы и пригородов, как минимум процентов на 20 больше официальных данный, в том числе за счет студентов и «белых гастарбайтеров». Собственно на таких «прибывающих» и рассчитывают строящиеся в Барнауле торговые центры, включая второй «Леруа»: они не отберут покупателей, они обеспечат товарами тех, кто станет покупателем в ближайшие месяцы и годы. В этом ракурсе строительство второго магазина французской международной сети на правом берегу Оби, действительно, выглядит перспективным.

И все-таки ассортимент…

18-миллиметровую ориентированно-стружечную плиту третьего типа (влагостойкая) в компании «Сибирский бизнес» мелким оптом можно приобрести процентов на 10-15 дешевле, чем в «Леруа», равно как и элементы системы «Джокер» в специализированных магазинах мебельной фурнитуры гораздо доступнее, чем в супермаркете международной сети. Не сложно найти оптовую базу или специализированный молл, где кирпич, фанера, утеплитель, некоторые виды крепежа и электроинструмент значительно дешевле в сравнении с «Леруа Мерлен», но магазинов где бы все это было представлено в одном месте просто нет, и этим детище Адольфа Леруа безусловно выигрывает. Правда, в условиях продолжающего кризиса, который вынуждает людей внимательно считать деньги, данное преимущество уступает более сильному конкурентному качеству – возможности предложить более низкую цену. Таким образом оба магазина «Леруа» в Барнауле будем считать торговыми комплексами для ленивых или тех, кто экономит не деньги, а время. И согласимся с позицией Юрия Ряполова, считающего непатриотичным иметь на полках магазина менее 20-30% продукции местных производителей. У местных алтайских сетей такой проблемы нет.

 

Журнал "Стройка-Алтай"

 

Справка

Открывшийся в 2015 году в Барнауле «Леруа Мерлен» стал седьмым представителем международной сети в Сибири и тридцать пятым - в России. 



Назад в раздел




Наверх