30.05.2017


«Круглый стол» по теме «Алтайские производители строительных и отделочных мате-риалов: вопросы взаимодействия с торговыми сетями и властью» состоялся в рамках выставки «АЛТАЙСТРОЙ-2017-Барнаул».

«Круглый стол» по теме «Алтайские производители строительных и отделочных материалов: вопросы взаимодействия с торговыми сетями и властью» состоялся в рамках выставки «АЛТАЙСТРОЙ-2017-Барнаул».

О более конструктивном взаимодействии договорились участники «круглого стола», посвященного вопросам взаимодействия алтайских производителей стройматериалов с властью и торговыми сетями. В частности, производители взяли на себя обязательства по проведению образовательных курсов для представителей торговли, чтобы те лучше разбирались в ультрасовременных материалах. Представляем сокращенный вариант стенограммы мероприятия.

Модератор:

- Только по официальным данным, темпы жилищного строительства в Алтайском крае упали вдвое, с января по март включительно в Барнауле сдано в эксплуатацию не более 17 процентов от планируемого на 2017 год. Больше половины заводов ЖБИ стоит, остальные загружены на 20-40%, и даже БРУ, которые когда-то отняли у крупных предприятий рынок товарного бетона, сегодня выставляются на продажу, поскольку нет необходимых объемов по многоэтажной застройке. На этом фоне еще как-то выживает и где-то даже развивается рынок малоэтажного домостроения, который в большей степени связан с розничной торговлей, в связи с чем роль собственно торговли в работе предприятий-производителей строительных и отделочных материалов достаточно высока. Но нередко приходится слышать от самих производителей о каких-то бонусах и оплатах за «входной билет», о сложностях с получением денег за уже проданный товар и других проблемах, исходящих от торговых сетей. Прокомментировать эту тему попрошу Елену Коротееву, директора по маркетингу Группы компаний «Практика» («Формула М2» и «Аксиома»).

- Елена Коротеева:

- Наша позиция такая, что мы не имеет каких-то жестких ограничений с точки зрения участия в нашем товарном ассортименте. Более того, у нас сейчас взят курс на расширение поставщиков практически в 2 раза, поэтому мы открыты к сотрудничеству. Могут возникать вопросы о качестве товара, регулярности поставок, о цене. Если кто-то стремится поставить свой товар на «золотую полку» или какой-то продающий торец – то в этом действительно надо поучаствовать и такие вопросы решаются. Никаких кабальных условий мы не предлагаем. Должен быть диалог сети и производителя, и с большинством поставщиков такой диалог у нас отлажен.

Руководитель отдела маркетинга Завода сухих строительных смесей «Дюна» Дмитрий Са-венков

Руководитель отдела маркетинга Завода сухих строительных смесей «Дюна» Дмитрий Савенков:

- На самом деле никаких вопросов с попаданием на полку нет. Мы, к примеру, без проблем попали на полки сети «Новэкс», хотя основная наша деятельность сегодня связана с нишевым производством под индивидуальный заказ. Есть вопрос нашей цены и громких брендов, с которыми сложно конкурировать на полках магазинов из-за того, что они имеют возможность вкладывать значительные средства в рекламу. Что до цены, то ни для кого не секрет, что приход на рынок «Леруа-Мерлен» серьезно повлиял на рынок. Но за счет кого? Возникало ощущение, что на полки этого супермаркета производители попадают с 1% наценки. Задача, очевидно, состояла в том, чтобы выдавить конкурентов. Но что из этого вышло? Сегодня цены в «Леруа» ничуть не ниже, чем в той же «Формуле М2». Но страдают-то от таких ценовых войн в первую очередь производители. И здесь уже вопрос к власти: зачем запустили эту сеть, если не можем на нее хоть как-то повлиять. И где место производителя в этих взаимоотношениях? Производить ведь становится не выгодно…

Модератор:

- Вопрос к власти мы можем переадресовать к присутствующему здесь начальнику производственного отдела КГКУ «Единый заказчик капитального строительства Алтайского края» Вячеславу Пантелееву. Вячеслав Анатольевич, в силах ли власть в лице единого заказчика поддержать алтайских производителей строительных материалов?

Вячеслав Пантелеев:

- Мы подведомственны Министерству строительства, и наша задача состоит в реализации краевых программ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов образования, культуры, здравоохранения. Со строительными и отделочными материалами мы сталкиваемся только уже на конкретном объекте. Поэтому материал как таковой нами не выбирается, поскольку он заложен в проектную документацию.

Мы можем лишь порекомендовать, потому что у нас есть еще и технический отдел, который занимается проектированием в том числе. На стадии проектирования возможность выбора существует и конечно-же мы отдаем предпочтение алтайским производителям по тем позициям, которые в регионе представлены.

Модератор:

- В Алтайском крае достаточно производителей самых разных строительных и отделочных материалов, в том числе и таких, которые пока не стандартизированы для использования в большом строительстве, а операторы малоэтажного домостроения не все о них знают. У нас присутствует Пазников Сергей Александрович — исполнительный директор Алтайского полимерно-композитного кластера, предприятия которого как раз и производят самые современные материалы.

Пазников Сергей Александрович — исполнительный директор Алтайского полимерно-композитного кластера

Сергей Пазников:

- Добрый день, уважаемые участники. Хотелось бы кратко сказать, что представляет из себя наша организация: это некоммерческое партнёрство предприятий, которые занимаются разработкой и производством полимерно-композиционных материалов различного назначения. Направление использования нашего материала, которые производят предприятия Бийска, Барнаула и других предприятий нашего региона: строительство, ЖКХ, угольно-добывающая промышленность и ряд других. Полимер-композиты сегодня очень активно входят в наш быт и с этим связано большое количество как положительных, так и отрицательных моментов. Отрицательные связаны с тем, что, несмотря на все преимущества полимерных композитных материалов, мы сталкиваемся с отсутствием ряда стандартов на их использование. Данный вопрос сегодня решается на федеральном уровне, и мы в этом принимаем участие.

У нас утверждена программа по развитию Алтайской полимерной отрасли как на уровне Министерства экономического развития РФ, так и на уровне Алтайского края. Если пять лет назад была проблема использования композитов в различных направлениях и отсутствовали стандарты, то к настоящему времени уже разработано более 500 новых федеральных и межгосударственных стандартов, которые позволяют использовать наши материалы в том числе и в строительной отрасли. Но мы периодически сталкиваемся с вопросом отсутствия нормативных расценок на использование современных полимерно-композитных материалов. То есть получается, что использовать их уже можно, но, поскольку рассчитать цену нельзя, проектные и строительные организации используют более консервативные материалы. В этом направлении мы сейчас работаем с органами. Кстати, 30 мая у нас предполагается большой «круглый стол» (о нем – в следующем номере журнала «Алтайская Стройка») со стройзаказчиками, ведущими строительными компаниями нашего региона и производителями строительных композитных материалов, куда всех вас приглашаю.

Модератор:

- Евгений Александрович, можно подробнее узнать: какие полимерно-композитные строительные и отделочные материалы уже производятся и будут производится в ближайшее время в рамках кластера, чтобы было понятно всем присутствующим. Мы знаем о широком спектре труб, об арматуре, емкостях, фасадных материалах… Что из этого попадает в торговые сети, на строительные площадки? И что должно туда попадать по-хорошему?

Сергей Пазников:

- Пока что специфика тех предприятий, которые входят в кластер, не предполагает необходимости проходить через торговые сети. Допустим, завод стеклопластиковой арматуры принципиально не заходит в торговые сети, потому что он не проходит по ценам на аналогичную продукцию, уже представленную в рознице. Поэтому мы сразу работаем на застройщиков, минуя торговые сети. Наши предприятия могут вполне успешно работать с теми или иными сетями по тем же трубам в индивидуальном порядке. Острой проблемы вхождения в сети у нас нет. Есть проблема использования этих материалов в региональном строительстве. Над этой задачей мы сейчас работаем.

Евгений Минин, представитель компании «Меди»:

Евгений Минин, представитель компании «Меди»:

 Что касается вхождения в торговые сети, то, по моему мнению, не хватает элементарных знаний, чтобы продукция и материалы появились на полке. В основном сети ориентируются на продукцию известных брендов. Я поддерживаю компанию «Дюна»: как говорится, ничего личного, только бизнес, потому что сегодня политика направлена на то, чтобы выдавить конкурентов. Это законы рынка. Если гов

орить о современных материалах, то они не представлены в сетях потому, что клиент или индивидуальный застройщик не знает об этих материалах, об их стоимости. Да, есть материалы с замечательными свойствами, но не все о них знают. И проектировщику лень думать над новыми решениями, когда уже есть проверенные временем. Но у проверенных временем материалов ресурс маленький: к примеру железобетонные или металлические трубы гниют, ржавеют, разваливаются, а мы продолжаем не замечать, что есть долговечные полиэтиленовые. По этой же причине мы сначала делаем, а потом начинаем ре

монтировать до бесконечности, как наши дороги. Почему дороги у нас вечно ремонтируются? Потому что сделаны они из плохого продукта — асфальтобетона. Материалы плохо подходят к нашим региональным температурам. Все должно быть прочным. Евгений Александрович говорил о том, что они для дорожной отрасли производят полимерные связи, арматуру, сетку. Не закладывается это. Когда Санкт-Петербургская компания приезжала и делала трамвайные пути (я лично принимал в этом участие), они использовали все современные материалы, закладывали сетку, композитную арматуру… Мы сделали 3 переезда, прошло несколько лет, и они до сих пор работают. А там где по старинке лопатами кидают – все на следующий же год разваливается. Необходимо учить, повышать образовательный уровень инженеров и специалистов строительного комплекса – тогда что-то сдвинется.

Сергей Пазников:

- Я прокомментирую то, как мы последние 2 года работаем и какие проблемы у нас возникают. Однажды мы пришли и сказали с нашими материалами в ЖКХ, к строителям, к энергетикам и в угольную промышленность, показали их преимущества. С нами согласились: да, материал хороший и свойства у него намного лучше, чем у традиционных, но цена выше. Тогда мы пошли по другому пути: нашли экономическое обоснование использовании наших материалов в различных отраслях. Мы взяли весь жизненный цикл продукции, начиная от укладки этого композита и изделий из него, до его эксплуатации. Мы показали, что если стальную трубу необходимо менять через 7-8 лет, то здесь же на 20 лет мы можем о ней забыть: наши трубы не боятся землетрясений, наводнений, коррозии. И на определенном этапе мы убедили строителей: даже в Барнауле новую ливневку делают не из железных, а из полиэтиленовых труб.

Правильно вы, Евгений Юрьевич, сказали, что есть необходимость в образовательных процессах. Оп

ять же в прошлом году мы пошли по этому пути. Мы собрали проектировщиков нашего региона, организовали выезды на наши предприятия, показали материалы, технологию их производства. И теперь проектировщики говорят, что они готовы это использовать, даже не смотря на то, что при наличии ГОСТов – нет расценок.

Евгений Минин:

- Я приведу очень интересный пример. На небоскрёбах Нью-Йорка кровля сделана из нержавейки. И когда американские специалисты через 20 лет после эксплуатации вскрыли участок кровли, чтобы посмотреть, что с ним происходит – оказалось, что такая крыша – вечная. И что мы наблюдаем в нашем регионе, где сложные погодные условия. Мы приверженцы старых технологий. Я подсчитал экономическую выгоду. Если мы, допустим школу покроем шатровой крышей с использованием тонкого листового нержавеющего материала, то это будет экономически целесообразней, чем каждый год закатывать её рубероидом на бетонной основе. Я с вами согласен. Если бы мы проводили срез, то цена бы ушла на второй план. Лучше сделать один раз и забыть об этом. Это происходит и в индивидуальном строительстве, потому что человек зачастую просто не знает, как строить дом, чтобы в нем ничего не ремонтировать.

Модератор:

- Вы, Евгений Юрьевич, только что говорили о том, что знания о современных строительных и отделочных

 материалах должны быть доступны лишь узкой прослойке специалистов. Но я считаю, что чем больше неспециалистов будут о них знать, тем больше будет влияни

е на тех, кто принимает решение по использованию тех или иных материалов.

- Елена Коротеева:

- Я прокомментирую эту тему в разрезе именно розничных сетей. Мы понимаем, что есть определённая прослойка профессионалов, но мы можем говорить со стороны покупателей. Мы сейчас проводим мастер-классы с поставщиками и производителями в наших магазинах, тем самым можно просегментировать аудиторию. Пусть это будет аудитория строителей или это же будет аудитория абсолютно обычных покупателей. Можно сделать мастер-класс, чтобы люди увидели, как использовать продукт. Проблема знаний, как это использовать, актуальна.

Евгений Минин:

- Беда в том, что, как правило, конечный потребитель находится в состоянии заложника. Взяли его деньги и распоряжаются ими. В первую очередь нужно заниматься образованием тех, кто работает на объектах, инженеров и бригад. Все мы понимаем прекрасно, что я как потребитель строительной или ремонтной услуги, насмотревшись рекламы, наслушавшись публичных выступлений, начинаю человеку-профессионалу объяснять, что ему нужно сделать. А профессионал считает иначе. Мы все говорим о том, что это нужно образовывать, внедрять, но я считаю, что более плотно нужно заняться профессионалами.

Сергей Пазников:

- Сколько раз заходил в строительные магазины и пока что не встретил ни одного менеджера, который бы представил изделие из композитного материала с точки зрения их технических достоинств. Все сводится к простоте монтажа и эстетическому виду. Помимо того, что потенциальный потребитель должен быть образован - образовательная система должна быть внедрена еще и в торговых сетях. Чтобы были специалисты, которые могли бы качественно донести информацию, проинструктировать.

Елена Коротеева:

- Здесь я поддержу вас. Продавец должен выдать покупателю максимальную информацию. Не всей информацией могут обладать продавцы. Мы готовы с вами в этом направлении взаимодействовать: должны проводиться отдельные семинары для продавцов.

Модератор:

- Прошлой зимой в Алтайском крае проводился эксперимент по организации крыш школ таким образом, чтобы сосульки с них не падали. Взяли две экспериментальные школы. В одной сделали электроутепление, чтобы снеговая нагрузка не появлялась. В другой же школе кровлю покрыли полимером, который не позволяет задерживаться воде, т.е. сосульки там тоже не образуется. Широко это освещалось в СМИ. Но после того, как эксперимент закончился, о широком применении полученного опыта никто не говорит. Как думаете, почему?

Вячеслав Пантелеев:

- Я думаю, что это больше финансовый вопрос. Мы осваиваем и строим на бюджетные деньги, где каждая копейка на счету. С другой стороны, в проекты уже включаются новые гидроизоляционные материалы, поскольку это предусмотрено новыми, постоянно ужесточающимися требованиями. Остается только вопрос к качеству работ. Ведь если кровля правильно запроектирована, с утеплением, работы исполнены на уровне, то там ведь сосулек зимой и не должно появляться. Если тепло через кровлю не выходит, то просто условий для роста ледяных сталактитов не будет.

Модератор:

- Предлагаю каждому сформулировать конкретные предложения: что нужно сделать,чтобы качественные современные строительные и отделочные материалы, которые делают нашу жизнь лучше, использовались активнее и чтобы это были наши, алтайские производители.

Евгений Минин:

- Моё предложение простое и кардинальное: этой тематикой, этой строительной отраслью, которая как локомотив потянет за собой всю экономику, должны заниматься специалисты, начнём с себя. Это должны быть не чиновники, а практики, которые имеют знания и опыт, могут применить его. Мы должны им позволить сделать наш край лучше.

Елена Коротеева:

- Моё предложение направлено на взаимодействие, на обмен информацией, знаниями между производителями и торговыми сетями. Благодаря этому можно взаимовыгодно существовать и развиваться.

Вячеслав Пантелеев:

- Я думаю, что чем больше будет обращений в Минстрой, тем больше производители будут приносить нам пользу.

Сергей Пазников:

- Хотелось бы рекомендовать с целью продвижения новых изделий из полимерных композиционных материалов - реализацию пилотных проектов у нас в регионе. На примере композитного моста в Новосибирской области. Алтайский край мог бы стать одним из первых в использовании современных материалов в энергетике, ЖКХ, других отраслях, чтобы потом в будущем полученный опыт транслировался на отрасли в целом.

Модератор:

- Соглашусь с вами. Добавлю: для того, чтобы были в рознице определённые виды товаров, о них должен знать не узкий круг специалистов, а широкая общественность. Нужно сделать так, чтобы информация об алтайских строительных и отделочных материалах, особенно современных, постоянно была в повестке дня. По итогам мероприятия всем будет направлен проект резолюции, в который каждый внесёт свои поправки. Надеюсь, что наши с вами идеи будут реализованы.

Всем большое спасибо.

Модератор мероприятия-

Константин Ганов.



Назад в раздел




Наверх