07.09.2017


Город преображается. Пусть и не так масштабно, как многим хотелось бы, но изменения происходят и трудно этого не замечать. Продолжается благоустройство исторической части краевого центра в рамках туристического проекта «Барнаул – горнозаводской город». Ведется работа по программам «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда». Возводятся жилые дома с индивидуальной архитектурой и целые жилые микрорайоны.

Как преображается Барнаул по версии Журнала "Стройка-Алтай". Пусть и не так масштабно, как многим хотелось бы, но изменения происходят и трудно этого не замечать. Продолжается благоустройство исторической части краевого центра в рамках туристического проекта «Барнаул – горнозаводской город». Ведется работа по программам «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда». Возводятся жилые дома с индивидуальной архитектурой и целые жилые микрорайоны. Но обо всем по порядку.

Новое лицо старого города

Реализация масштабного проекта «Барнаул – горнозаводской город» началась со сноса лестницы ВДНХ и строительства на ее месте новой. Эту идею многие в городе встретили в штыки, однако результат понравился практически всем. Новая лестница стала украшением города. Правда, ее больше любят фотографировать, чем приезжать к ней в выходные. Это все потому, что сама по себе лестница не может стать объектом притяжения туристов, она – часть большого проекта преобразования Нагорного парка и набережной Оби у речного вокзала. Давайте признаем, сделано уже немало. Помимо лестницы с освещением и лавочками для отдыха и осмотра Барнаула с высоты капитально отремонтированы два автомобильных моста через Барнаулку – на проспектах Ленина и Социалистическом. Реконструкция моста на Ленинском обошлась в 210 млн рублей. Объект сдан в эксплуатацию в декабре 2016 года. Реконструкция включила в себя усиление железобетонных конструкций 68-метрового мостового перехода, замену проходящих под мостом водопроводных и теплосетей, канализации. Обустроены четыре лестничных схода, они станут частью зоны отдыха. Мост украшен чугунным ограждением Каменского завода, барельефами и гранитными шарами изготовлеными мастерами Колыванского камнерезного завода. Организовано освещение пешеходной зоны, проложен новый асфальт.

Мост на Социалистическом реконструирован также в 2016 году. Цена вопроса – 35 млн рублей. В результате расширена проезжая часть и пешеходная зона, мост пригоден для передвижения по нему маломобильных граждан. Заметим, что оба моста находились в аварийном состоянии и давно требовали ремонта. Мост на Социалистическом реконструирован также в 2016 году. Цена вопроса – 35 млн рублей. В результате расширена проезжая часть и пешеходная зона, мост пригоден для передвижения по нему маломобильных граждан. Заметим, что оба моста находились в аварийном состоянии и давно требовали ремонта.

С весны ведутся активные работы по превращению улицы Мало-Тобольской и территории Старого базара в барнаульский Арбат. Это будет пешеходная зона, где так же, как и на московском Арбате, будет организована продажа сувенирной продукции. Сейчас площадку бывшего Старого базара мостят тротуарной плиткой. Установлены стилизованные под старину фонари. Работы планируется завершить ко Дню города.

Диссонировать с обновленной площадью будет разве что старое типовое здание рынка «Центральный». Но, видимо, не очень долго. В этом году «Центральный» купила строительная компания «Сибирия». По имеющейся информации, рынок будет преобразован в современный торговый центр. Желательно, чтобы он своим внешним видом вписывался в новый облик Старого базара (это название, похоже, барнаульцы сохранят).

Реконструкция этого участка старого центра предусматривает строительство ливневки, которая обезопасит находящиеся на небольшом участке (Мало-Тобольская – Льва Толстого – проспект Ленина) многочисленные объекты культурного наследия от дождевых потоков и талых вод. Завершается комплексное благоустройство улицы Льва Толстого.

Также в 2017 году будет завершена масштабная работа по террасированию и укреплению склонов территории Нагорного парка, начатая еще в 2015-м. В прошлом году началось строительство набережной Оби в районе речного вокзала (отметим, что параллельно благоустраивается набережная Барнаулки – под мостом установлены красивое чугунное ограждение, фонари, вымощены плиткой пешеходные дорожки; обустройство набережной Барнаулки будет продолжено, ее длина составит около 1 км).

часть большого проекта преобразования Нагорного парка и набережной Оби у речного вокзала. Давайте признаем, сделано уже немало.

Ведутся работы по благоустройству Нагорного парка. По задумке разработчиков парк станет центром притяжения отдыхающих. Одним из главных объектов парка станет храм Иоанна Предтечи. Воссозданный храм открыт в марте 2017 года. Вокруг храма благоустраивается тихая зона отдыха. А будет еще и зона активного отдыха – с колесом обозрения и другими аттракционами, канатной дорогой и велосипедными дорожками. Из Нагорного парка можно будет спуститься непосредственно к набережной Оби по второй строящейся лестнице. С нее, кстати, также можно будет сойти на террасы и погулять по ним, любуясь рекой.

Стоит, пожалуй, напомнить, что туристический кластер «Барнаул – горнозаводской город» занимает площадь 170 гектаров и включает 91 объект культурного наследия. На этой территории планируется открыть шесть гостиниц и два десятка предприятий сферы общепита – кафе, ресторанов.

Помимо лестницы с освещением и лавочками для отдыха и осмотра Барнаула с высоты капитально отремонтированы два автомобильных моста через Барнаулку – на проспектах Ленина и Социалистическом. Реконструкция моста на Ленинском обошлась в 210 млн рублей. Объект сдан в эксплуатацию в декабре 2016 года.

Как сообщает сайт мэрии Барнаула, в ближайшее время начнется реконструкция ограждения парка культуры и отдыха «Центральный». Заменят около 300 метров забора по проспекту Социалистическому и улице Ползунова. Чугунное литье для него изготовлено на каменском предприятии. Новый чугунный забор обойдется в 15 млн рублей. В мэрии обещают, что замена старого ограждения, установленного еще в 60-е годы прошлого столетия, будет завершена в октябре.

Особняком стоит тема реконструкции комплекса зданий бывшего сереброплавильного завода. Долгое время город не знал, как подступиться к историческому комплексу, так как он принадлежал обанкроченному холдингу «Изумрудная страна». Но в 2017 году комплекс обрел нового собственника – его купила алтайская строительная компания «Матч», подконтрольная предпринимателям Евгению Ракшину и Нодару Шонии. Существуют проекты реновации комплекса сереброплавильного завода, но разработаны они, что называется, на общественных началах. Например, известным архитектором Александром Дерингом (собственники свой проект реконструкции пока не представили). Но сам статус памятника федерального значения обязывает собственников бережно отнестись к культурному наследию. Архитекторы предложили открыть в одном из зданий (всего их 17) музей горнозаводского дела, а также пекарню, кондитерскую, гостиницу, кафе, а чтобы комплекс приносил собственникам прибыль – построить торгово-развлекательный центр.

Отметим, что с января 2017 года федеральный центр приостановил финансирование проекта «Барнаул – горнозаводской город», но в предыдущие два года на его реализацию было перечислено около 700 млн рублей из федерального и 100 млн рублей из краевого и муниципального бюджетов. Госфинансирование может возобновиться не раньше 2019 года, а пока городу и краю придется рассчитывать на свои силы и финансовые возможности. В 2017 году, например, на продолжение работ город и край выделили по 100 млн рублей.

Новостройки

Сфера жилищного строительства в Барнауле за последний год претерпела заметные изменения. Причина тому – резкое снижение реального спроса на жилье. Плодить невостребованное жилье кварталами барнаульские застройщики больше не могут. Да и власти уже не требуют, как раньше, «догнать и перегнать» показатели объемов жилищного строительства прошлых годов. Крупные строительные компании достраивают начатые несколько назад квартальные проекты, но текущую политику постепенно меняют. Строить кварталами сейчас невыгодно. По крайней мере, в одиночку. Солидные застройщики, такие, например, как «Жилищная инициатива», предпочитают сегодня начинать строительство не на одном участке и сразу много, а в разных частях города и по 1-2 дома. Таким образом, за счет большего разнообразия предложений можно улучшить продажи. Но платить за земельные участки все равно приходится целиком и очень большие деньги, и лучше бы это делать вскладчину. Возможно, в самом недалеком будущем так оно и случится, застройщикам удастся объединиться для участия в аукционах на новые земельные участки. А пока… строительные компании возвращаются к точечной застройке в центре, которая, казалось бы, осталась в прошлом. Пятачки пока находятся. Но в Союзе строителей Алтайского края считают, что это не выход. По данным организации, в Барнауле вообще плохо с земельными участками под жилищную застройку. При нынешних – совсем не высоких темпах строительства - этой земли хватит года на три работы. А дальше как быть? Строители предлагают осваивать Поток – во многих отношениях очень привлекательное место, с низкой плотностью застройки (в основном там старые двухэтажные дома на 8-16 квартир). Но зайти на Поток строители не могут по нескольким причинам. Во-первых, в соответствии с действующим Генпланом Барнаула строить в районе Потока можно только жилые дома не выше трех этажей. Во-вторых, придется как-то решать проблему с переселенцами после сноса их аварийных домов, то есть предоставить людям другие квартиры. Обе проблемы – решаемые, но только если ими заниматься. И не так, как это делает мэрия Барнаула, наметившая утверждение нового генплана развития города на конец 2018 года. Наверное, расчет на то, что за «концом 2018-го» сразу последует долгожданный 2019 год и возобновится финансирование по федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Других вариантов решения проблемы, похоже, местная власть не видит (или не ищет).

. Солидные застройщики, такие, например, как «Жилищная инициатива», предпочитают сегодня начинать строительство не на одном участке и сразу много, а в разных частях города и по 1-2 дома. Таким образом, за счет большего разнообразия предложений можно улучшить продажи.

Но вернемся к собственно строительству жилья. В 2017 году компания «Жилищная инициатива» завершила масштабный проект – достроила квартал «Дружный». Это 15 домов в 10-15 этажей с двумя гаражными комплексами, двадцатью детскими и спортивными площадками, тысячью парковочных мест. Построеныдва детских сада, завершается строительство школы на 550 мест, она распахнет свои двери в 2017 году. Рядом с построенным уже кварталом «Лазурный» возводится квартал «Лазурный 2» - это 12 многоэтажек. Кроме того, на улице Димитрова компания возводит ЖК «Димитровские горки»». Компания «Адалин-Строй» завершает строительство в центре города ЖК «Большая медведица» - это четыре дома этажностью от 14 до 20 этажей. Два дома сданы, третий построен, строительство четвертого заканчивается.

Компания «Домстрой-Барнаул» завершает возведение высотки в центре города. 15-этажный дом бизнес-класса расположен по адресу: ул. Интернациональная, 47. Этот элитный дом обещают сдать тоже в конце 2017 года.

ИСК «Союз» продолжает строительство ЖК «Времена года», два многоэтажных жилых дома сданы в этом году, завершение проекта намечено на 2018-й.

Небоскребы

Настоящих небоскребов – в 50-100 этажей - в Барнауле не планируется. Небоскребами у нас называют жилые дома в 25 этажей, даже в 20. Таких в городе пока немного, но в планах – их массовое строительство (тот самый возврат к точечной застройке, когда из пятачка в центре города выжимается максимум). До конца 2020 года в краевой столице планируется построить 19 таких «небоскребов» (восемь уже построены).

Где в Барнауле вырастут новые «небоскребы»? Так, например, на месте шоу-центра «Колизей» планируется строительство 28-этажного жилого дома, самого высокого из «небоскребов» города. Три 25-этажных дома запланированы в квартале 2033, по одному в ЖК «Времена года», «Димитровские горки», «Локомотив», ЖК «Европейский» и ЖК «Кукурузник». На 22 этажа вырастет ЖК «Столичный» (на месте завода «Лакт», на 23 этажа – ЖК «Две эпохи» (на территории БЛВЗ).

Особое внимание горожан привлекло сообщение о строительстве жилого комплекса в районе Ковша. По проекту, который реализует компания «Акватория», сначала будет насыпан участок земли, на этом искусственном участке построят несколько многоэтажных домов. Строительство планируется начать в 2018 году, а завершить в 2020-м.

Безопасные и качественные дороги

Этот масштабный федеральный проект касается 38 крупнейших в стране агломераций. Барнаульская агломерация, объединяющая Барнаул, Новоалтайск и Первомайский район, как раз к таким относится. В 2016 году Барнаулу было выделено на ремонт дорог около1 млрд рублей. В 2016-м были, в частности, приведены в нормативное состояние участки Павловского тракта, проспекта Социалистического, улица Гоголя, построена улица Жасминная в районе Солнечной Поляны.

Цель проекта «Безопасные и качественные дороги» — достижение в агломерациях необходимого уровня безопасности дорожного движения, устранение перегрузки дорожно-транспортной сети, а также приведение ее к нормативному состоянию, сокращение количества ДТП на 50 процентов. Что касается федеральных дорог на территории Барнаульской агломерации, то в этом году ремонту подлежат 20 км дорог на двух трассах - Р-256 «Чуйский тракт» и А-322. Еще около 90 км полотна ремонтируются на трассах регионального значения. В Барнауле в 2017 году планируется отремонтировать участки на 33 улицах с полной заменой асфальтобетонного покрытия – всего 650 тыс. кв. м дорожного полотна. Из федерального бюджета поступило 637,5 млн, а с учетом средств краевого и городского бюджетов на ремонт городских дорог в 2017 году будет потрачено 1,233 млрд рублей.

В перечень подлежащих ремонту дорог вошли в частности Красноармейский проспект и проспект Космонавтов, улицы Чкалова, Профсоюзов, 8 Марта, Советской Армии, Матросова, Молодежная, Эмилии Алексеевой, Трактовая и другие. На большинстве объектов работы уже выполнены.

На 2018 год запланирован масштабный ремонт улиц Юрина, Северо-Западной, А. Петрова, Балтийской, Челюскинцев, Петра Сухова, проспекта Социалистического и других.

Большим событием для города стало начало строительства третьего малаховского кольца возле ТЦ «Волна». Строительство ведет компания «Алтайдорстрой». Уже перестроена схема движения на время проведения работ. Движение на том участке всегда очень интенсивное, перекрывать его нельзя, и этого делать не будут. Оно будет организовано полукольцами, сначала южным (возле «Волны»), потом северным (от проезжей части до Северного Власихинского проезда). Третье малаховское кольцо будет построено в 2019 году. Оно позволит снизить транспортную напряженность на этом участке города.

Также одним из важных проектов развития дорожно-транспортной сети Барнаула стала реконструкция путепровода на шоссе Ленточный бор. Задача – расширить двухполосную автодорогу до четырех полос, тем самым решить проблему пробок на этой важной для города магистрали, увеличив ее пропускную способность. Работы начаты в 2016 году с расширения подъездных путей (это 1,8 км дороги), а собственно реконструкция путепровода (моста) началась в 2017-м. Реконструкция ведется таким образом, чтобы не перекрывать автомобильное движение по трассе Ленточный бор. Проект предполагает не только расширение, но и полное обновление дорожного полотна, ремонт пролетов и опор, установку наружного освещения. Расширение путепровода обойдется в 96 млн рублей из краевого бюджета, а общая стоимость проекта составляет 212 млн рублей. Работы ведет ДСУ-4.

Федеральная программа «Комфортная городская среда» рассчитана на пять лет, до 2022 года. В первый год реализации проекта Барнаул получил на ремонт дворов 236 млн рублей. Запланировано благоустройство 106 дворов. Дворы приводятся в порядок по заявкам горожан, которые утверждает специальная общественная комиссия.

Городские дворы

Федеральная программа «Комфортная городская среда» рассчитана на пять лет, до 2022 года. В первый год реализации проекта Барнаул получил на ремонт дворов 236 млн рублей. Запланировано благоустройство 106 дворов. Дворы приводятся в порядок по заявкам горожан, которые утверждает специальная общественная комиссия.

Масштабное благоустройство барнаульских дворов началось с первых десяти территорий, привязанных к следующим адресам: ул. Парижской Коммуны, 48, ул. Красносельская, 96, ул. Красносельская, 92, пр. Ленина и 58 и 96-а, ул. Смольная, 50, проезд Тальменский, 8-а, пр. Калинина, 3, ул. Шумакова, 33 и 37. А затем благоустройство продолжилось во дворах по адресам: ул. Георгия Исакова, 251, ул. Антона Петрова, 148, 152, 154, 214, ул. Взлетная, 10, ул. Суворова, 2 в микрорайоне Новосиликатном, ул. Строительная, 28 в селе Власиха и другие. В Ленинском районе, например, будет благоустроено 29 дворов, в Индустриальном – 11. В большинстве внутридворовых территорий устанавливаются детские игровые площадки, скамейки, урны.

В то время как предприятия общепита – кафе и рестораны – один за другим закрываются (пожалуй, кроме фастфуда), ТЦ и ТРЦ продолжают вводиться один за другим. Так, осенью прошлого года введена в строй первая очередь ТРЦ «Галактика» с гипермаркетом «Ашан»

Новые торговые центры

Барнаул уверенно входит в группу лидеров по количеству торговых центров и обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Но этого, видимо, мало и город намерен стать абсолютным лидером в масштабах страны. В то время как предприятия общепита – кафе и рестораны – один за другим закрываются (пожалуй, кроме фастфуда), ТЦ и ТРЦ продолжают вводиться один за другим. Так, осенью прошлого года введена в строй первая очередь ТРЦ «Галактика» с гипермаркетом «Ашан» (правда, через пару месяцев из-за ЧП с обрушением крыши ТЦ был закрыт, но к настоящему времени снова заработал). В 2016 году были построены также торговые центры «Лето», «Гулливер-парк», «Пионер». Ждет открытия новый ТЦ на ул. Власихинской «Заря». Отрадно осознавать, что строители все же переместились на правый берег, хотя пока в виде коммерческой недвижимости, но это уже первые значимые шаги, в 2017 открылся второй гипермаркет строительных материалов «Леруа Мерлен», расположился он между КП ГАИ и новым мостом по левую сторону при движении из города.

Леруа Мерлен на правобережном тракте

В общем, Барнаул становится все более комфортным и привлекательным городом. За прошедший со Дня города-2016 год краевой центр заметно изменился в лучшую сторону.

Журнал "Стройка-Алтай"

Андрей Воронов. 



Назад в раздел




Наверх