10.10.2011


асбест

В Стамбуле прошел XIX Всемирный конгресс по безопасности и гигиене труда. Среди прочих на нем должны были вновь обсуждать «асбестовую проблему», вокруг которой не первый год идет настоящая торговая война. Но обсуждения не получилось, получилось осуждение, - сообщает «Российская газета». 


Асбест знаком каждому из нас - это шифер, асбоцементные трубы, огнестойкие ткани, теплоизоляция, тормозные колодки. Еще недавно хозяйки утепляли на зиму оконные рамы полосками асбеста, размоченными в воде, - высыхая, они надежно заклеивали щели, пока не стало известно, что асбестовая пыль вредна для здоровья. Информация пришла к нам с Запада почти одновременно с новыми кровельными и строительными материалами, пластиковыми окнами и прочими благами цивилизации и требованиями немедленно прекратить добычу и переработку асбеста. Но панические крики, как это часто бывает, оказались лишь половиной правды. 
Асбест - это собирательное название целого класса тонковолокнистых минералов. В Европе использовали в основном амфибол-асбест, который состоит из длинных игольчатых волокон, устойчивых к кислотам. Поскольку в наших легких среда кислая, попадая в них, амфибол может накапливаться и вызывать один из злобных видов рака. У хризотил-асбеста, который добывают в России, Канаде, Бразилии и еще нескольких странах, волокна длинные, спиралевидные, они устойчивы к щелочам и не оседают в легких. 
«Если человек будет вдыхать воздух, в котором на 99 частиц хризотила будет одна частица амфибола, то в его легких картина будет обратной - на одну частицу хризотила придется 99 частиц амфибола, - рассказал «РБГ» ведущий научный сотрудник ГУ НИИ медицины труда РАМН доктор медицинских наук Евгений Ковалевский. - Конечно, асбест может быть опасен для здоровья, но лишь тогда, когда нарушают технику безопасности. 


асбестДо 70-х годов ХХ века в Европе амфиболовым асбестом обмазывали металлоконструкции, заполняли чердаки, утепляли стены жилых домов, детсадов, больниц. Одновременно бурно развивались альтернативные технологии, создавались синтетические строительные материалы. Когда выяснилось, что асбест вреден, и в Европе разразилась настоящая паника, для них наступил золотой час - все асбестовое везде спешно заменяли синтетическим. 
На этом фоне наш недорогой и надежный хризотил тоже получил преимущества, спрос на него вырос во многих странах. Но Евросоюз встал стеной - запретить асбест повсеместно и навсегда. 
«Почему нам надо закрывать более 40 предприятий, на которых более 50 тысяч рабочих мест, а многие из них являются градообразующими, - недоумевает председатель международного профсоюзного альянса «Хризотил» Андрей Холзаков. - Наши оппоненты в Европе не хотят искать консенсус, предпочитают жесткое противостояние. 
Самые крупные месторождения хризотил-асбеста в нашей стране находятся в Свердловской области (г. Асбест), в городе Ясный под Оренбургом и в Республике Тыва. За рубежом не раз появлялись публикации о том, что в этих местах запредельная заболеваемость всевозможными недугами. 


«Асбестоз занимает всего 0,5% в структуре профзаболеваемости – рассказал руководитель лаборатории отраслевой гигиены труда и промвентиляции Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Сергей Кашанский,- мы строго контролируем запыленность на рабочих местах, как и положено по закону. Все данные публикуются Роспотребнадзором. Зачем нагнетать панику, непонятно». 
«Я живу здесь 35 лет, - поделился с «РБГ» мэр города Ясный Олег Травкин. - За это время не было ни одного случая, чтобы кто-то уехал из-за опасений за свое здоровье. Хотя почти каждый шестой житель связан с комбинатом «Оренбургские минералы». Спрос на наш асбест-сырец растет, особенно в Юго-Восточной Азии, так что у нас экономического кризиса не было и нет». 
Еще один оппонент у хризотила нашелся на родине. Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» разработали проект технического регламента «Безопасность колесных транспортных средств» для стран ЕврАзЭС, которым с 1 января 2012 года запрещается использование хризотила в тормозных накладках. 
Сейчас они и без того запрещены для первичной комплектации машин на конвейере по международному соглашению об установлении единых технических требований к автомобилям, которое подписала и Россия. Но на вторичном рынке для ремонта наших «Лад», «Москвичей», «газиков» и автобусов такие накладки разрешены. 
По мнению специалистов, извлечь из тормозных колодок волокна хризотила чрезвычайно сложно, - пояснил «РГ» Евгений Ковалевский. - Под воздействием высоких температур он превращается в новое вещество - форстерит, которое не является канцерогеном и не опасно ни для внешней среды, ни для человека. 


Обращение «Хризотиловой ассоциации» к премьер-министру Владимиру Путину с доказательством того, что решение о вреде асбеста ошибочно, помогло переломить ситуацию. Правительство пообещало внести коррективы в документы, запрещающие использование асбеста.



Назад в раздел




Наверх