22.06.2011


яуров

Что наша жизнь? Витраж! Невесомый, искрящийся, разнофактурный, всегда неповторимый и … живой. Он словно момент, кадр из жизни, когда переживаешь сильное чувство. На секунду кажется, что не в силах уловить всех оттенков, какими переливается на свету стеклянный шедевр, и не в силах понять всего того, что может сказать витраж! 
В последнее время дизайнеры интерьеров стали все чаще обращать свое внимание на витражи. Этот яркий акцент интерьера способен сделать помещение по-настоящему оригинальным и неповторимым. Гость нашего номера – Юрий Яуров, витражных дел мастер, художник, руководитель собственной творческой мастерской «Живое стекло». 

Яуров Юрий Алексеевич, художник-монументалист, член Союза художников России, заведующий кафедрой «Дизайн и архитектура» АлтГАКИ, руководитель творческой мастерской «Живое стекло», родился в Барнауле в 1953 году. Уроки изобразительного искусства постигал в детской изостудии при Дворце пионеров, затем в студии Алексея Васильевича Иевлева при клубе завода «Трансмаш». По возвращении с армейской службы последовало обучение в Новоалтайском художественном училище. Это время искусствоведы называют периодом, когда сформировалась плеяда художников, на протяжении вот уже многих лет определяющих живописное и дизайнерское лицо Алтая. Совет преподавателей училища рекомендовал своего выпускника для поступления в Ленинградский художественный институт имени Репина (Академия художеств), но художник из Сибири предпочел монументальное отделение художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Будучи студентом, Юрий Яуров проходил практику в Ферапонтово, где копировали фрески Дионисия. Молодой художник был покорен и впечатлен, однако заняться фресками и посвятить этому всю жизнь не входило в его планы. В 1989 году Юрий Яуров получает квалификацию художника-монументалиста по декоративной росписи и по распределению едет в Псков, откуда через год вновь возвращается на Алтай и занимается изготовлением витражей из цветного стекла.

яуров


- Юрий Алексеевич, почему витражи? 
- Любовь к витражам, цвету и свету возникла давно. Помню, еще преподаватель изостудии Иевлев Алексей Васильевич на одном из занятий достал из сейфа граненый стакан, налил туда красного вина, поднял его, покрутил в лучах солнечного света и сказал: вот что такое живопись! Так и возникла любовь к цвету, который несет и обогащает наш реальный мир. Люблю красивую густую живопись. Именно поэтому меня заинтересовали витражи. Законам композиции и витражному искусству я учился в «Мухе» (Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной). Мой первый витраж был из технического стекла в свинцовой оплетке. Сам сделал чертеж, смастерил ручной станок для изготовления соединительной полосы. Внешне он напоминал большую мясорубку… 
Витраж- Что значит «техническое стекло» и какое стекло используется для создания витражей? 
- Витражное цветное стекло – это удивительный материал! Оно улавливает солнечный и лунный свет, обогащает его и выдает сказочно-искрящиеся переливы всех цветов радуги в разных тональностях. От золотистых до красных через фиолетовые до ультрамарина. 
В средневековье витражи делали из так называемого живого стекла. Готовилось оно из редкого кварцевого песка, который варили в специальной печи с добавлением золотонесущих флюсов. Затем специальными инструментами доставали стекло и раскатывали вручную до нужной толщины, после чего постепенно остужали. Цвет зависел от количества золотонесущих красителей: сколько добавишь, таким и будет. 
Сегодня стекло может быть красивым и польское, и немецкое, и американское, и русское, и китайское. Я выбираю ту цветовую палитру, которая необходима для конкретного образа контрактного интерьера, чтобы витраж не был просто украшением, а собирал пространство в единый образный строй. 

- С чего начинается витраж, или как вы создаете витражи для конкретных интерьеров? 
- Необходимо знать – каким будет образ интерьера и цветовая палитра пространства: на полутонах или на контрастах. После того, как побываешь на объекте, возникают варианты решения задачи. Потом их домысливаешь, дорабатываешь, совершенствуешь… Приехал, нарисовал и начинаешь уже мысленно переносить витраж на объект. 
Затем вновь встречаешься с дизайнером и окончательный вариант витража утверждаешь с заказчиком. Ведь мы должны сработать на конечный результат, чтобы все зазвенело и заиграло! 
Мне интересно делать не один-единственный вариант, а 2-3. Иногда бывает, что работаешь уже осознанно в одну сторону, а потом на подсознании всплывает еще один вариант, который оказывается интереснее предыдущего, проработанного и уже наполовину готового. 
витраж 
- Ни для кого не секрет, что витраж – это удовольствие не из дешевых… 
- Это действительно так. Само изготовление витража сравнимо с работой ювелира, где необходимо не только точно подогнать одно стекло к другому, но и умело подобрать ту цветовую тональность, развернуть фактуру стекла так, чтобы не нарушить общий строй произведения искусства, которое во все времена ценилось высоко. Цена данной работы – от 20 тысяч рублей и выше, в зависимости от сложности работы. 

яуров- Юрий Алексеевич, в связи с этим другой вопрос - созрели ли наши заказчики к интерьерам такого рода или все-таки в фаворе восточные репродукции сомнительного качества? 
- Созревают! Еще в 19 веке в Бийске работал присланный из столицы прокурор, и в здании, где раньше располагался его дом, я видел витраж. Значит, уже в то время из центральной части России культура все-таки постепенно приходила к нам. А сейчас пошла новая волна. На сегодняшний день в Барнауле около 7 мастерских. Единственное, что все-таки это дорогостоящее удовольствие, и поэтому не всем по карману. Стекло само по себе дорогой материал… Плюс работа, ведь это все руками, это - не конвейер. Сегодня много дизайнеров, да что там говорить, сейчас все дизайнеры (смеется)! Но что делает дизайнер? Он создает искусство! Вот такой должен быть подход. Ведь бывает, что видишь у дизайнера огромное желание творить, а школы нет! Вот и получается все, что угодно - вплоть до «репродукций сомнительного качества». Но тут палка о двух концах. Ведь и заказчики такие есть! Мы не сможем этому препятствовать, так и должно быть. Это все должно постепенно как вино перебродить, потом отстояться и только тогда появятся терпкость, вкус. Это естественный ход жизни, это не нужно регулировать. 
- А у вас в доме есть витражи? 
- Дома у меня нет ни одного цветного витража, то есть продуктов моих сочинений. Дома – книги, журналы, альбомы по истории мирового искусства разных эпох, привезенные из поездок. В свободное время читаю и рассматриваю репродукции. Домой мне нужно прийти и немного отдохнуть от витражей. Мне хватает того, что я создаю для своих заказчиков, и я доволен, что мои творения живут и радуют своих владельцев. 
И все-таки витраж для вас - это предмет искусства или интерьера? 
- У меня нет деления, что вот это я для искусства делаю, а вот это - для интерьера. Суперзадача – наполнить интерьер содержанием. 
витраж 

Это дверной витраж в квартире. Поначалу дизайнеры хотели разместить пескоструйное стекло, сработать на фактуре: дерево цвета венге и молочный оттенок стекла. Поставили, а это не работало! Поняли, что чего-то не хватает. Я сделал несколько вариантов витражей. Они выбрали один, который и мне, кстати, понравился. И интерьер преобразился. Все это почувствовали. Интерьер собрался, появился акцент, который приподнимает настроение. Ведь можно опустить интерьер плохим витражом, а можно, наоборот, его приподнять. Вот в чем моя задача, моя работа. Заказчик должен почувствовать и сказать: «Да, вот этого мне здесь не хватало…» 


В основном заказчики предпочитают реализм, то есть чтобы были цветочки, чтобы угадывалось, какие именно это цветочки. И я задумывался – когда же созреет заказчик, который заинтересуется витражом на фактурах, более абстрагированным? И вот несколько лет назад пришла девушка и стала мне объяснять, что ей нужно. Тут я понял, что у меня появилась заказчица вот именно такого плана. Ситуация такая: в доме на Социалистическом проспекте («Титаник») нужно было сделать витраж на круглое окно из зала в ванную комнату. Интерьер делали Виктор и Тамара Малафеевы, он получился монохромным, и витраж тоже нужен был не пестрый, чтобы по цветовой палитре 2-3 тона сдержанных. Сделали витраж – симбиоз техник тиффани и фьюзинг. А пошли на это для того, чтобы выразить тот стиль, ту пластику современного интерьера, где работают фактуры и лишь немного -цвет. Принесли, поставили, и стало ясно, что вот он – начинается новый рубеж витражей… Оказывается, у нас есть люди, которые воспринимают искусство и через фактуры… 

ТиффаниСПРАВКА 
Тиффани – это техника изготовления витражей, названная так в честь знаменитого американского декоратора Луиса Тиффани (1848-1933 гг.), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Суть данной техники состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой. Затем все обернутые кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объемным. Данная техника нашла широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп. 
Фьюзинг (от англ. Fuse - «спекание, плавка») - относительно новая технология изготовления витража, основанная на спекании стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, изделие спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, элементы вплавляются друг в друга. Технология берет свое начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. 

Творческая мастерская Юрия Яурова «Живое стекло», 
тел. (3852) 25-45-28.



Назад в раздел




Наверх