13.07.2018


Металлопродукция – основа экономики любой страны. Растущая экономика требует все больше и больше металла в виде проката и металлоизделий. В каком состоянии сейчас находится металлообрабатывающая отрасль, «Стройке. Алтай» рассказали эксперты данного сегмента рынка – представители компаний-поставщиков и производственных предприятий Барнаула и края.


Металлопродукция – основа экономики любой страны. Растущая экономика требует все больше и больше металла в виде проката и металлоизделий. В каком состоянии сейчас находится металлообрабатывающая отрасль, «Стройке. Алтай» рассказали эксперты данного сегмента рынка – представители компаний-поставщиков и производственных предприятий Барнаула и края.

Томас Науаев, директор ООО «Тамаз»

На рынке компания больше 10 лет. Предприятие ориентируется на выполнение заказов для физлиц, строящих малоэтажное жилье, будь то собственники домов и коттеджей или бригады строителей малоэтажки. «Тамаз» поставляет арматуру, уголок, швеллера, балки и т. д.

- За последние четыре года объемы продаж металлопроката существенно упали из-за снижения покупательной способности граждан. Особенно это ощутимо в последние два года. На некоторые виды продукции цены выросли практически в два раза, процентов на 50-80 точно. Рост цен просто сумасшедший, и признаков к их снижению я пока не вижу. Ситуация, в общем, сложилась следующая: цены на металлопродукцию выросли, а жизнь подорожала и это при отсутствии роста доходов граждан. В итоге за те же деньги человек может купить примерно 60 процентов от того объема, который мог приобрести всего несколько лет назад. Чтобы поставить тот же забор из профлиста, теперь надо как минимум в два раза больше денег. А где их взять? Доходов у людей больше не стало. Установка нового забора поэтому растягивается не на один год.

Бизнес в минус

Некоторые предприятия нашей сферы прекратили деятельность – она перестала быть рентабельной. Маржа упала в два раза, до самого минимума. Еще как-то держатся предприятия, у которых есть свои производственные и складские помещения, как у компании «Тамаз», например. А тем, кто такие площади арендует, стало совсем тяжело. И дело не в том, что аренда выросла – она как раз осталась на прежнем уровне. Проблема в том, что некоторым уже не хватает заработанных денег, чтобы эту аренду оплачивать. Им часто приходится работать в ноль или даже в минус.

«Тамаз» закупает продукцию у ведущих российских поставщиков металлопроката. Однако сегодня многие металлургические холдинги и комбинаты стараются сами заключать договора поставок с крупными предприятиями городов и регионов страны. Отчасти поэтому у «Тамаза» в потребителях нет строительных компаний, предприятий стройиндустрии, организаций ЖКХ. Крупных потребителей разбирают крупные поставщики из металлургических регионов.

Импортеры ушли с рынка

Импортная металлопродукция на российском рынке не конкурентна, ее практически не встретишь с тех пор, как доллар вдвое вырос в цене. Некоторые китайские поставщики готовы продавать за рубли, но пересчет все равно идет по курсу иностранной валюты, и дешевле металлопрокат не стал. Кроме того, качество металлопроката из Китая, как правило, не выдерживает конкуренции с аналогичной продукцией из России.

Также, несмотря на снижение спроса на черный металл и металлопродукцию (вызванного снижением покупательной способности россиян), цены на него в России растут высокими темпами. Этому есть объяснение: металла мировой экономике не хватает, его дефицит привел к росту общемировых цен. Российским производителям выгодно поставлять продукцию на экспорт, нежели продавать внутри страны. В свою очередь, дефицит чермета на внутреннем рынке ведет к существенному росту его стоимости.

Компания «Тамаз» поставляет в край продукцию собственным автотранспортом, а также наемным. Но, по словам Томаса Науаева, компания планирует в этом году распродать свой автопарк и перейти на услуги транспортных компаний. Содержать свой парк автомашин стало также слишком накладно – бензин дорожает, запчасти тоже. Тарифы на транспортные услуги пока почти не выросли в цене.

«Мы работаем, как и работали. Изменений к лучшему не просматривается. Наоборот, цены на металл, скорее всего, будут расти и дальше. А спрос как раз расти не будет. Производств в Алтайском крае немного, новые предприятия почти не строятся, в строительном комплексе наблюдается спад».

- За последние четыре года объемы продаж металлопроката существенно упали из-за снижения покупательной способности граждан. Особенно это ощутимо в последние два года. На некоторые виды продукции цены выросли практически в два раза, процентов на 50-80 точно.

Виталий Палин, руководитель коммерческого отдела ООО «Металлхозторг»:

Компания работает на рынке с 1994 года. «Металлхозторг» - партнер крупных российских металлургических холдингов. Из иностранных поставщиков компания работает только с Беларусью и немного с Украиной.

С другим иностранными поставщиками барнаульцы не сотрудничают, так как их продукция не сертифицирована и, как правило, не соответствует российским ГОСТам. Потребители продукции компании «Металлхозторг» - предприятия строительной и машиностроительной отрасли, аграрно-промышленного комплекса. АПК и машиностроение – в меньшей степени, чем стройкомплекс. В числе клиентов также и частники – бригады строителей индивидуальных домов и все, кто сам себе строит дом.

В свободном падении

- Спрос на металл и металлопродукцию падает с 2010 года, - рассказывает Виталий Палин. - Это связано со снижением объемов строительства, которое продолжается. Хочется надеяться, что снижение спроса остановится на нынешней отметке. Но, скорее всего, спад продолжится. Оснований для роста я пока не вижу. Этому не способствует общая экономическая ситуация в стране, увеличение налоговой нагрузки на бизнес.

Свой отрицательный вклад в общую ситуацию в России вносят торговые войны между США и Китаем, США и странами Евросоюза. Цены на металл в мире растут, а российская экономика зависит от колебаний на мировом рынке.

Тем не менее все не так беспросветно, считает Виталий Палин. Перспективы есть, говорит он, несмотря на то, что прежние высокие темпы развития предприятия остались в прошлом. И все же компания «Металлхозторг» работает стабильно, партнеры ей доверяют.

Михаил Бекренев, директор ООО «МКС - Сервис»:

Компания «МКС» на рынке – десять лет, «МКС – Сервис» - пять. Поставки осуществляются с крупных российских холдингов федерального масштаба. Импортный металлопрокат не поставляется.

По оценке Михаила Бекренева, ситуация на отечественном рынке металлопроката сложилась очень непростая. За несколько последних лет цены сильно выросли. Основная причина такого роста - перестройка в Китае металлургической отрасли. Предприятия в крупных городах массово закрываются и переводятся в малые города, строятся города-заводы. Таким образом правительство страны намерено улучшить экологическую ситуацию в крупнейших промышленных центрах. Процесс перевода – дело не одного дня, он растянется на несколько лет, пока КНР восстановит объемы производства металлопроката. «Выход из игры» китайцев создал на мировом рынке острый дефицит металлопродукции, в результате чего цены на нее взлетели до небес. Российские компании мгновенно переориентировались на внешние рынки, которые сулили значительно большую прибыль. Внутри России возник дефицит металлопроката, что предсказуемо привело к росту цен, по некоторым позициям на 30-35 процентов в течение года. По оценке Бекренева, дефицит металла в мире сохранится еще два-три года.

«Частник» ушел

- Для многих наших покупателей из числа физлиц предлагаемая нами продукция стала практически недоступной. Покупают, в основном, предприятия, - говорит Михаил Бекренев.

Пострадал также малый бизнес, специализировавшийся на выполнении субподрядных работ в строительной отрасли. В изменившейся экономической ситуации строительные компании сегодня стараются сами выполнять весь комплекс работ. Кроме того, не многие организации сохранили объемы строительства. Но в целом объемы продаж снижаются уже не первый год.

Алтайские предприятия отрасли сельхозмашиностроения, к сожалению, погоды не делают, им большие объемы поставок не требуются. Покупатели плугов и сеялок – сельхозпредприятия – находятся сегодня в очень непростой ситуации. Цены на зерно в прошлом году обрушились, сельхозпроизводители не смогли продать урожай. Следовательно, и денег на покупку сельхозтехники, на строительство складских помещений, ферм, как это было запланировано ранее, у крестьян нет. Нынешнее лето также не вселяет оптимизм: в регионах европейской части страны - засуха, на Алтае поля заливают дожди. «МКС – Сервис» вынужден поставлять продукцию с отсрочкой платежей на несколько месяцев, несмотря даже на то, что самому предприятию приходится кредитоваться, чтобы продолжать деятельность. «Мы кормим банки, а сами – это как бег на месте. В нашей стране весь бизнес направлен на развитие банковской сферы. Производственной сфере остаются крошки со стола».

Как и другие эксперты, Михаил Бекренев отмечает исчезновение из числа покупателей металлопродукции «частников» - тех, кто строил индивидуальное жилье для себя или бригадным методом зарабатывал себе на жизнь в малоэтажном строительстве. Причина та же - у людей просто не остается средств после необходимых трат. Доходы не растут, а цены на металл поднялись за последнее время с 30 до 50 тысяч за тонну.

Что касается рентабельности компаний, занимающихся поставками металла, то она, по словам Михаила Бекренева, упала до 1-2 процентов. И так не только у «МКС – Сервис». Так – практически у всех предприятий отрасли. Да и эти крохи сразу не получить – у покупателей нет денег, чтобы рассчитаться с поставщиком сразу.

- Спрос на металл и металлопродукцию падает с 2010 года, - рассказывает Виталий Палин. - Это связано со снижением объемов строительства, которое продолжается. Хочется надеяться, что снижение спроса остановится на нынешней отметке. Но, скорее всего, спад продолжится. Оснований для роста я пока не вижу.


Катастрофа не для всех

Мы привыкли к тому, что Алтайский край – регион специфический, со своими особенностями. Это в полной мере относится и к рынку металлопродукции. Да, экономическая ситуация в стране непростая. Да, цены на металл растут по всей стране. Но в Алтайском крае ситуация усугубляется наличием слабого производственного комплекса. Во многих других регионах промышленная сфера развита куда как лучше, мощнее. Следовательно, и спрос на металлопродукцию существенно выше. «Точек промышленного роста в крае я не вижу. Да и если они вдруг станут появляться – нет специалистов, чтобы обеспечить кадрами новые предприятия. Кадровый голод – серьезная проблема для края. Отток профессиональных кадров из Алтайского края очень большой – народ уезжает в другие регионы, где зарплата существенно выше и есть вакансии».

Что делать?

Государство должно субсидировать станкостроительную и металлообрабатывающую отрасли. Современный станок лазерной резки металла стоит под 100 млн рублей. Малому и даже среднему бизнесу такие покупки не по карману. Государство могло бы открыть линию льготного кредитования, продавать дорогостоящие станки в лизинг. Бизнесу в сфере продаж и производства металлопродукции нужна государственная поддержка. Без этого промышленность не поднять.

Сейчас стало модным открывать территории опережающего развития (ТОР). Предполагается, что компаниям будет выгодно регистрироваться и работать в ТОРах, так как обещаются льготы по налогам, другие преференции. Но в жизни все немного иначе. Задача налоговой службы – выполнить план по сбору налогов, чтобы наполнить бюджет. В нынешней экономической ситуации это сложнейшая задача, и с каждым годом наполнять бюджет все труднее и труднее. С налоговиков спросят за невыполнение плана, а за состояние промышленности, бизнеса с них спрашивать не будут. «Чуть только получишь копеечку, так на тебя сразу накидываются десять ведомств и давай отгрызать!»

Михаил Бекренев старается не терять веры в лучшее, но вздыхает: «Не мешали бы работать! А больше нам ничего и не надо. Сами справимся, не в первой. Мы работаем, не опуская рук. Все наладится, экономика пойдет в рост. Жить станет лучше»…

Наталья Витковская, маркетолог ООО «Технологии металлообработки»:

Компания работает на рынке с 2014 года. Основное направление – обработка металла полного цикла (лазерная резка, гибочные и сварочные работы, перфорация, изготовление корпусных деталей, подготовка чертежей и др.). Предприятие обладает самым мощным в крае лазером на 6000 Вт. Оборудование – дорогостоящее, высокоточное, производства ведущих иностранных компаний в сфере металлообработки.

- Компания не ограничивается Алтайским краем. В заказчиках услуг предприятия – практически вся страна. «Технологии металлообработки» активно участвуют во всевозможных тендерах и нередко их выигрывают, обеспечивая коллектив предприятия работой. Но и в самом Алтайском крае также много работы. Заказы поступают от предприятий сельхозмашиностроения, тяжелого машиностроения, компаний, работающих в пищевой и перерабатывающей промышленности, а также предприятий авиационной и нефтегазовой промышленности, но это уже за пределами региона. «Технологии металлообработки» изготавливают декоративные ограждения балконов, лоджий и лестниц, вентиляционные решетки, воздуховоды, подвесные потолки, фасадные панели, витрины и стенды, рекламные стойки, металлическую мебель для кафе и ресторанов в стиле лофт, хай-тек, а также поддоны и решетки для сушки зерна, сетчатые ограждения механизмов и многие другие изделия.

«Промышленный потенциал Алтайского края большой, несмотря на то, что регион традиционно считается аграрным. Создать условия для того, чтобы этот потенциал в крае был реализован – задача властей. Мы же готовы принимать в этом активное участие», - считает Наталья Витковская.

Сегодня «Технологии металлообработки» занимают заметную долю в сфере обработки металла в Алтайском крае и Республике Алтай. Для предприятий отрасли производства сельскохозяйственной техники предприятие изготавливает на заказ запчасти. Причем не только к отечественным агрегатам, но и с не меньшим успехом к импортной технике от ведущих производителей. Отзывы компания получает очень хорошие, так как выполняет заказы на суперсовременном оборудовании и имеет в штате высокопрофессиональных инженеров-конструкторов, технологов и рабочих, которые изготовят любую, самую сложную деталь по чертежам. В результате качество детали выходит даже лучше, чем у оригинальной, а стоит она раза в два дешевле.

Среди заказчиков такие крупные компании, как «Алтайвагон», «ВРЗ», «Алейскзернопродукт», «Комплекс «Агро», «Алтай-Тент».

Конкуренция на рынке металлообработки в Барнауле и крае сегодня очень высокая. Высокоточное оборудование иностранного производства имеют несколько предприятий. Например, «Тонар», завод мехпрессов и ряд других. Однако работы хватает для всех, тем более что «Технологии металлообработки» умеют работать с потенциальными клиентами и искать заказы по всей стране. А также компания находит и развивает новые направления деятельности, связанные с металлообработкой.

В результате грамотно выстроенной политики спрос на услуги компании растет, несмотря на сложную ситуацию в экономике и снижение покупательной способности граждан и прибыли предприятий. Оборудование металлообрабатывающей компании сегодня загружено круглые сутки, особенно в сезон.

По словам Натальи Витковской, у предприятия отчетливо просматриваются хорошие перспективы для дальнейшего активного развития. К металлообработке добавились три новых, очень перспективных направления – собственное производство печей для бань, а также оборудования для пикников - мангалов, барбекю, грилей. Особенно хорошим спросом на Алтае пользуются банные печи. Их покупают не только собственники коттеджей в городах и пригородах, но и сельские жители. На одну из печей собственного производства компания получила патент на изобретение.

Третье направление – производство шумопоглощающих экранов вдоль автотрасс, мостов и железной дороги. Потенциально покупатели продукции по всем трем направлениям – не только Алтай, но вся страна.

В планах предприятия – разработка и производство фронтальных погрузчиков. Это еще одно перспективное направление деятельности.

Бизнес компании «Технологии металлообработки» максимально диверсифицирован, что позволяет достаточно уверенно себя чувствовать при любых изменениях в экономике и конкретно в промышленном производстве. Если по одному из направлений произойдет спад спроса, другие обеспечат компанию заказами.

Андрей Воронов.      


Назад в раздел




Наверх