30.08.2018


Что новый губернатор намерен делать со строительным комплексом региона, который последние три года демонстрирует уверенное падение по основным показателям?

Виктор Томенко высказался против излишней зарегулированности в строительной отрасли региона

Что врио губернатора намерен делать со строительным комплексом региона, который последние три года демонстрирует уверенное падение по основным показателям? Почему за несколько месяцев работы в Алтайском крае команда Виктора Томенко не нашла времени для обстоятельного разговора с представителями строительной отрасли (в отличие от промышленности, сельского хозяйства, культуры)? Журнал «Стройка» спросил об этом у самого Виктора Петровича в ходе первой публичной пресс-конференции, проходившей в рамках «Инфорума» Союза журналистов России.

А как же стройка?

Про строительную отрасль либо вскользь, либо ничего. В прошлом – руководитель крупного промышленно-производственного комплекса Виктор Томенко в своих интервью и выступлениях тему строительного комплекса если и не обходил, то уж точно не углублялся в нее. В команде ВРИО до 9 сентября настоящих строителей (тех, кто до чиновничества - строил дома) тоже негусто, потому и в предвыборной программе тема обеспечения жильем «упакована» в раздел «среда для жизни». Даже на праздновании Дня строителя, который Виктор Петрович посетил – обстоятельного разговора со строительным сообществом не вышло: ограничились протокольно-ритуальным общением с ветеранами и заслуженными деятелями отрасли.

Между тем объемы сдачи жилья в Алтайском крае с 2015 года упали с 879 до 626 в прошлом году, при планируемых 755 тыс кв.м. На этот года запланировано 630, но вряд-ли мы дотянем до 600, поскольку резерв в виде неузаконенной малоэтажки уже исчерпан.

По Барнаулу все еще печальнее: с 2015 года объемы сдачи упали с 608,6 тыс кв.м. до 379 тыс. кв.м. в 2017-м. В этом году запланировано сдать 400 тыс., но по факту мы вряд ли перепрыгнем через объем в 350 тыс кв.м. Откуда бы взяться лишним "квадратам", если с 2014 года объем выдачи разрешений на новое строительство в Барнауле рухнул с 68 в 2014 году до 20 в прошлом году? И малоэтажкой тут уже не компенсировать: в Барнауле этот резерв также исчерпан. Это означает, что в следующем году в краевой столице может быть не сдано и 300 тыс. кв.м. Вполне.

)? Журнал «Стройка» спросил об этом у самого Виктора Петровича в ходе первой публичной пресс-конференции, проходившей в рамках «Инфорума» Союза журналистов России.

А сколько заводов ЖБИ лежат на боку, в курсе? Новоалтайский, Заринский, Бийский. Да еще и собственное производство цемента под большим вопросом: Голухинский цементный завод стоит с разваленной печью и почти 2 млрд рублей долгов.

Все эти совсем не положительные сдвиги происходили на фоне жесткого административного давления и часть действий чиновников, как мы все помним на примере Госинспекции, прокуратура признала незаконными! Причем действовала инспекция так, постоянно показывая пальцем на верх и важно закатывая глаза: мол сами знаете, от кого это все идет. Теперь "сами знаете кого" уже заменили, а значит – есть надежда, что и на отрасль могут перестать смотреть как на сборище пиратов, сидящих на сундуках с золотом, которое нужно непременно отнять для строительства социальной инфраструктуры. Это при том, что с десяток барнаульских школ с детсадами не по вине строителей превратились в суды и офисы. Да и в «сундуках» тех давно не золото, а долговые расписки, часть которых - безнадежны.

Строительство – это только бизнес?

В вопросе о месте строительной отрасли в системе приоритетов нового губернатора мы уточнили, что средняя заработная плата в строительной отрасли выше среднекраевой, а один строитель обеспечивает работой еще не менее пяти человек (ремонтники, торговля сантехникой, товарами для дома, производство мебели, стройматериалов и др.). А это значит, что планы Виктора Петровича поднять среднюю зарплату в Алтайском крае до уровня соседних регионов без должного внимания к этой сфере – трудновыполнимы. Но начало ответа на вопрос «Стройки» выглядело не очень обнадеживающим:

- Строительный комплекс у нас представлен частными компаниями, это частный бизнес и частный интерес. Государство и государственные органы Алтайского края конечно будут серьезное внимание положению дел в этой отрасли уделять. И все, что касается вопросов поддержки, обеспечения какого-то инфраструктурного, межотраслевого взаимодействия (там много необходимо связывать с энергетиками, с теми же транспортниками и т.д.) – естественно, государственные власти будут этим заниматься.

Сложно поспорить, что строительство, равно как и промышленность с сельским хозяйством – это частный бизнес с частными интересами. Да только молодежь, не имеющая собственного жилья – старается переехать в тот регион, где самое оптимальное соотношение «зарплата/цена_квартиры». А если падение объемов ввода жилья продолжится – соотношение это в лучшую сторону не изменится. Собственно, с будущим и была связана вторая часть ответа Виктора Петровича:

- Строительный комплекс у нас представлен частными компаниями, это частный бизнес и частный интерес. Государство и государственные органы Алтайского края конечно будут серьезное внимание положению дел в этой отрасли уделять.

- Со строительством и со строительной отраслью, и со строительными компаниями край без сомнения связывает свое будущее. Потому, что все, что должно быть сделано в крае, касаемо и развития существующих хозяйств и производств, и прихода сюда новых, и обеспечения развития «социалки», и жилья – это все, все – наши строители. Поэтому – первейшее, важнейшее внимание строительному комплексу. Вопрос единственный заключается в том, что мы, как и по многим другим сферам экономики сегодня – не должны подменять понятия, и не должны куда-то скатываться к тому, что все должно быть зарегулировано. Есть направления, которые подлежат государственному регулированию и надзору, а дальше должна быть предпринимательская, творческая инициатива людей, которые вкладывают свои деньги, организуют производство, нанимают коллективы, выстраивают с ними взаимоотношения, простраивают свои стратегии и т.д. Но я убежден, вы эту мысль сказали – я ее подтверждаю, о том, что все-равно внимание со стороны властей государственных должно быть к этой сфере: здесь и беспорядка нельзя допустить и без поддержки нельзя оставить.

Очевидно, что, не смотря на недостаточно глубокое (пока) владение информацией о состоянии отрасли, до ВРИО губернатора все-же донесли, что проблем в ней достаточно, в том числе и с названной «зарегулированностью»: незаконные (но отмененные при помощи прокуратуры) поборы с операторов рынка, попытки за счет строителей решить проблемы нехватки детских садов и школ, непонятное оттягивание принятия нового генплана города, вылившееся в массовые отказы в выдачах разрешений на строительство… Это только часть проблем, решение которых – в исключительной компетенции власти. Справедливости ради отметим, что после отставки прежнего губернатора выдача разрешений на строительство ожила настолько, что до первого июля в Барнауле их выдали аж 52 – на 30 больше, чем за весь предыдущий год! Некоторые связывают это не столько с новым законодательством, усложняющим долевое строительство, сколько со снятием всех негласных запретов, державшихся на мнении Александра Карлина. И действительно, тайных или явных жалоб на контролирующие органы со стороны тех, кто строит жилые дома в послекарлинский период стало заметно меньше…

Еще предстоит «погрузиться»

Еще один приятный момент в ответе Виктора Петровича: он честно дал понять, что в проблемы отрасли ему еще только предстоит погрузиться:

- Может быть я лично не успел в них погрузиться, и может быть на данном этапе это и не надо было пока делать, но такие структуры, как Союз строителей, общественные советы при наших профильных ведомствах – это все, что призвано обеспечивать взаимодействие и открытый, прямой, заинтересованный и компетентный разговор власти и бизнеса по поводу того, где надо помогать, или наоборот, где надо не мешать.

Ну а то, что со строителями не пообщался, тут, знаете, как, кто-то скажет, пообщался, а кто-то – не пообщался. Потому, что я много езжу по краю, где встречаюсь в том числе и с представителями строительного блока, поскольку мы на развивающихся предприятиях бываем. Ну и по итогам Дня строителя, конечно, я с частью самых заслуженных работников, награжденных в тот день, провел какое-то время, мы немножко пообсуждали, немного вспомнили историю, как все происходило раньше, и как мы к сегодняшнему дню пришли. Какие-то были пожелания, ветеранов много было. Объять необъятное нельзя, но тем не менее в этом направлении мы двигаемся, я подтверждаю, что моя личная позиция, и я убежден – так и должны себя вести власти – строительному комплексу, строительному блоку – очень важное внимание!

Честно и без лишних обещаний, которых обычно не жалеют в предвыборный период. Значит, настоящая работа должна начаться в аккурат после 9 сентября. Впрочем, сам вопрос о том, какое же место в системе приоритетов нового губернатора занимает отрасль жилищного строительства – Виктор Петрович дипломатично «обошел».

- Я бы сейчас ушел от вопроса о том, кто первый, а кто второй - вообще тут так не бывает: взял, ярлыки развесил «ты – первый, ты - второй». Просто это всегда в зоне нашего внимания и всегда должно для этого находиться время, силы и, естественно, возможности помогать и участвовать.

Подготовил Константин Ганов

Эксперт сети «Формула М2»




Назад в раздел




Наверх