28.10.2011


Кулундийский канал, кулундинский магистральный канал

Проект «Объ-Кулунда-Иртыш» не состоялся. Вернее, был реализован частично – в виде Кулундинского канала. Однако и он не был достроен.


Когда сооружали искусственное русло, многие недоумевали, отчего такое название? Ведь канал направлялся вовсе не в Кулунду, а сначала от Камня-на-Оби в сторону Барнаула и только потом поворачивал в степь. В Кулундинский район, к будущему Златопольскому орошаемому массиву, водная магистраль должна была быть продлена еще на 120 километров, однако этого так и не случилось...

Изначально Кулундинский канал задумывался как экспериментальный. Но уже тогда было ясно, что объект, как для эксперимента, так и для его финансирования - великоват. В конце концов, это не бумажный макет в масштабе. Хотя есть мнения, что проект закрылся, потому что на него могло попросту не хватить воды. Если предполагаемая мощность канала, а это 395 млн. кубометров в год, стала бы реальностью, то за 25 лет возможной работы, за сотни верст по каналу перегнали бы почти десять миллиардов кубометров воды.

кулундинский канал

В 1973 году был образован трест «Каменьводстрой», который должен был осуществить строительство Кулундинского канала протяженностью 180 км. К ноябрю 1983 года строительство канала было завершено. По проекту назначением канала было орошение опытно-производственных массивов в Родинском и Кулундинском районах на западе края у границы с Казахстаном общей площадь 20 тысяч гектар, а также участков регулярного попутного орошения - 12 тысяч гектар. На проект было потрачено порядка ста миллионов «сссровских» рублей, хотя изначально планировали «выкинуть» в два раза меньше, около 60 миллионов.
Инициатором проекта перекачки обской воды за сотни верст был тогдашний руководитель края Николай Аксенов. Особых противников перекачки на момент осуществления проекта практически не было. Правда и существование иных точек зрения на возможности орошения Алтайских земель отрицать нельзя. В частности некоторые сотрудники «Алтайгипроводхоза», утверждали, что Кулундинской степи канал не нужен, а до полумиллиона гектаров земель можно орошать и за счет подземных вод, которые к тому же располагаются в нескольких водоносных горизонтах.
Что касается настоящего времени, то Кулундинская земля по большей степени орошается не каналом или подземными водами, а, как и раньше – дождеванием и за счет местного стока, это приблизительно 9% краевого объема поверхностного стока. Хотя, если признать правоту оппозиции, то подземных вод на самом деле достаточно. Во всяком случае, на Алтае, в том числе и в Кулунде, почти 200 тысяч гектаров уже орошали из скважин.
В свое время у проекта был и противник, причем весьма высокого ранга. Им неожиданно выступил председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Премьер уже тогда усмотрел в проекте его несостоятельность и предложил как вариант вложить деньги Кулундинского канала в строительство канала Краснодарскому краю. Там и без подобного сооружения по три урожая собирали, а что если с ним? Но тогда Аксенову удалось убедить премьера, что высокие урожаи в Кулунде - дело наживное, подметив, что в степи можно выращивать и сахарную свеклу. А в то время за Уралом, ввиду трудоемкости этой культуры, ее выращиванием в больших объемах практически не занимались. Так, благодаря «сахарным» речам Аксенова, Кулундинская степь обрела «сахарную» перспективность и продолжение. Правда, выращиванием сахарной свеклы так никто и не занялся.
Что же касается сравнения Алексеем Косыгиным Кубани с Алтаем, то по количеству часов солнечного сияния (в год в среднем 2000 часов), Кулунда Краснодару не уступает.

Если говорить о функциональности построенного сооружения, то некоторые участки каналу все же удалось оросить. Новотроицкий массив орошения, расположенный на территории Родинского района, ради которого и затевался весь «эксперимент», должен был охватывать площадь в 10 тысяч гектаров. Реально же орошалось около шести тысяч гектаров, которые со временем уменьшились еще в два раза. Что касается зон попутного орошения в Каменском, Баевском и Тюменцевском районах, то по документам поливали до 30 тысяч, а на деле, чуть больше пяти тысяч гектаров. К 2003 году числилось около шестисот гектаров попутного орошения, после показатель достиг ноля. Стоит заметить, что земли, которым повезло с орошением, итак имели достаточное увлажнение естественными осадками. К примеру, в Каменском районе в пойме Оби занялись выращиванием кормовых культур на поливе.
Сам канал прокладывали в основном по песчаным почвам, которые, как известно, впитывают воду, а это грозит фильтрацией оросительных вод. Проектировщики института «Ленгипроводхоз» настаивали на том, чтобы 80 километров русла канала одеть в противофильтрационный экран из полиэтиленовой пленки с метровым защитным слоем из грунта, которого по документам, за две полные пятилетки, потраченные на сооружение канала, было вынуто и перемещено около 45 миллионов кубометров. Но пленкой выстлали только 20 километров канала. Да и служит она не более 30 лет, которые уже на исходе.
В результате плохой защиты грунтов, и, в общем, функционирование Кулундинского канала привело к значительному изменению уровня грунтовых вод, что вызвало нарушение прилегающих геосистем. Основные изменения произошли в пределах местности: резко возрос уровень озер, произошло уменьшение площади, занятой солонцово-солончаковыми комплексами и осиново-березовыми лесами. Размеры крупных низинных болот сократились, но сильно увеличилось число участков локального заболачивания - сейчас во многих местах идет заболачивание земель. Также идет подтопление населенных пунктов. Избежать негатива мог бы дренаж, однако на Кулундинском магистральном канале он был применен «по аналогу» - как на Украине или в Средней Азии. В то время все делали по аналогам, а при строительстве канала забыли обратить внимание на разницу почв, и совершенно иные водоносные слои, нежели чем на Алтае.

Что касается мусора, то при воплощении проекта его оказалось более чем предостаточно. На возведении канала порой работало почти четыре тысячи человек (строительные отряды, военные строители), плюс само строительство – строительные отходы, транспорт и оборудование, его ремонт на месте, и всяческие другие возможные отходы. Возникла проблема, которая, довольно уверенно чувствует себя, и по сей день.
Было решение осуществить проект по строительству мусоросборников вдоль Кулундинского канала. Изначально этот проект имел большое значение для жителей Кулундинской сельской управы и ее приграничных соседей, так как очень часто населенные пункты, расположенные вниз по течению канала, страдали от загрязненной воды, которую они использовали в качестве питьевой.
В 2003 году собрали круглый стол, через пару месяцев еще один. Все это помогло скоординировать усилия, направленные на решение проблемы, а также обеспечить конструктивный диалог между местными структурами и идеологами проекта. Однако проведенные мероприятий позиционировались как не очень эффективные, поскольку на общении, или сознательно или в виду каких-то причин, не смогли появиться люди, способные в действительности решить какие-либо вопросы.
Справедливости ради надо сказать, что не состояться каналу способствовали не только экспериментальное строительство экспериментального проекта, но и высокие тарифы за пользование электроэнергией для подачи воды на поля. Не меньший вред нанесен руками и тех, для кого собственно старались, а именно откровенное воровство техники и оборудования. Видимо в то время, сельский народ почувствовал острую необходимость в гидронасосах. По инерции растащили заводы железобетонных изделий «Алтайводмелиорации» в Поспелихе и в Камне-на-Оби, которые могли выпускать продукцию не только для водохозяйственного строительства, но и для сельского хозяйства. Такая же участь постигла завод по ремонту тяжелой мелиоративной техники, располагавшийся в поселке Новосиликатный. Исчезли и тысячи километров алюминиевых мелиоративных труб, которые наверняка стали «цветным металлом». Растащили силовые и насосные установки, поливальные машины… болтики, винтики, шпунтики. Кулундинский магистральный канал стал достоянием народа.

кулундинский канал

В итоге зарытые в землю миллионы рублей так и не дали какой-либо ощутимой отдачи. Правда есть и плюс, постройкой канала подпитали около десятка пересыхающих озер, но экономический эффект из этого извлечь довольно трудно.
Тем не менее и по сей день предпринимаются попытки восстановления канала. Так, в 2005 году ФГУ «Алтаймелиоводхоз» уже был объявлен тендер на реконструкцию Кулундинского магистрального канала, а именно севооборотного участка № 1 в ГПЗ «Родинский» Родинского района Алтайского края. Проектом предусматривались замена дождевальных машин и прокладка закрытой оросительной системы из стальных труб. Источник финансирования - федеральный бюджет.
Кто знает, возможно, вот так кусочками восстановят то, что начинали тридцать лет назад. Возможно, продлят и еще на 120 километров, чтобы он наконец-то заглянул в Кулундинский район, к Златопольскому орошаемому массиву. Как это и задумывалось изначально.

 

Алтайский строительный портал



Назад в раздел




Наверх