Теплоизоляция для «малоэтажки»
Вопросы энергоэффективности зданий сегодня актуальны для всех видов домостроения, в том числе и для малоэтажного. Чтобы их решить, без теплоизоляционных материалов (ТИМ) не обойтись. В свою очередь, производители ТИМ готовы предложить разнообразные решения проблем энергосбережения для разных объектов индивидуального строительства.
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Популярность теплоизоляционных материалов растет, без них сегодня не обходится ни одно строительство. «Как минимум ТИМ используются для изоляции фундаментов, пола первого этажа дома и кровли», - отмечает Сергей МЯСОЕДОВ, заместитель директора по продажам ROCKWOOL СНГ. ТИМ применяются при утеплении стен, чердачных перекрытий, мансардных этажей. Нередко строители используют утеплители для звукоизоляции полов и перегородок между комнатами.
На сегодняшний день объемы реализации теплоизоляционных материалов постоянно растут и уже достигли докризисных показателей. В 2010 году объем рынка теплоизоляции составил 22-23 млн. куб. метров. Аналитики рынка связывают эту тенденцию с общим выходом из кризиса всей строительной отрасли и стремительным развитием малоэтажного строительства в частности. Ожило большинство замороженных строек, запущено множество новых проектов в работу. Естественно, что рынок строительных материалов тоже оживился. «По нашим оценкам, кризис в строительстве закончился в первом квартале 2010 года. Со второго квартала начался рост, во-первых, благодаря финансированию со стороны государства, во-вторых, из-за увеличения индивидуального жилищного строительства», — рассказывает Олег МАКАРОВ, коммерческий директор компании «Сен-Гобен Изовер».
Свою лепту в рост рынка ТИМ внесли не только профессиональные строители, но и розничные потребители. Они стали активнее заниматься ремонтами своих домов. «Развитию рынка теплоизоляционных материалов способствует и реконструкция зданий, - рассказывает Александр ИВАННИКОВ, ведущий эксперт компании «Сен-Гобен Изовер». — Сейчас многие заменяют старый утеплитель на новый, надежный, безопасный и долговечный материал, обладающий более высокой теплозащитой».
Действие всех этих факторов привело к тому, что спрос на теплоизоляционные материалы во второй половине прошлого года вырос настолько резко, что на рынке какое-то время наблюдался дефицит товара. Дело в том, что большинство производителей не ожидало такого резкого увеличения спроса и не смогли обеспечить потребности региона. Кроме того, дефицит теплоизоляционных материалов был вызван определенными трудностями их доставки в Сибирский регион.
Сегодня, по словам Александра ИВАННИКОВА, потребительский рынок теплоизоляционных материалов для индивидуального строительства развивается активно и состоит из двух основных сегментов: профессионалы (строительные и проектные организации) и частные застройщики (которые могут привлекать частные бригады на строительный подряд). Однако на долю первых выпадает всего 10% рынка. Все потому, что в малоэтажном строительстве в России и, в Сибири в частности, преобладает частная застройка.
С другой стороны, Сергей МЯСОЕДОВ отмечает, что на сегодняшний день и индивидуальные застройщики, и строительные организации являются потребителями ТИМ примерно в равном соотношении. При этом очевидна тенденция по увеличению доли организованных коттеджных поселков на рынке ТИМ, где типовые проекты и конструкция зданий выбираются строительной или инвестиционной организацией.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Несмотря на глобальные изменения структуры рынка в результате кризиса, крупные производители ТИМ смогли сохранить и даже упрочить свои позиции. Здесь по-прежнему присутствуют игроки международного и российского уровней. Каждый из них имеет завод по производству теплоизоляционных материалов на территории РФ, ориентирован на своего покупателя и работает в разных ценовых категориях. Что касается качества выпускаемой продукции, то у отечественных и зарубежных компаний оно примерно одинаково. Это объясняется тем, что отечественный производитель стремится не уступать зарубежным коллегам и также применяет на своем производстве только высокотехнологичное оборудование и качественное сырье. В целом аналитики отмечают, что российский рынок теплоизоляции является вы-сококонкурентным. Традиционно лидерами отрасли остаются такие производители, как «Сен-Гобен Изовер», «ЛАЙНРОК», Rockwool, «Технониколь», Knauf, Ursa, «Пеноплекс».
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ РЫНОК
Для малоэтажного строительства рынок предлагает использовать различные виды теплоизоляционных материалов: органические, неорганические и комбинированные утеплители. Каждый из них имеет преимущества, недостатки и технологические нюансы применения.
«Органическая теплоизоляция производится из продуктов нефтехимического производства (пенополистирол или пенополиуретан) или остатков органического сырья (вата из целлюлозы, отходов текстильной промышленности, растений и т. д.). Она обладает хорошими теплоизолирующими свойствами, однако существуют определенные ограничения в ее использовании», - рассказывает Айно РУСАНОВА, руководитель отдела разработки продукции компании «Сен-Гобен Изовер». «Органика» характеризуется низкой огнестойкостью (поэтому ее применяют обычно при температурах не свыше 80 0С).
Одним из самых известных ее представителей является пенополистирол. Неплохим спросом среди органических материалов в деревянном домостроении пользуется ленточный утеплитель из натуральных волокон льна или джута. По сути, теплоизоляционным материалом он не является и используется для герметизации стыков и щелей между брусьями и бревнами. Но отчасти такую функцию выполняет. Его применяют в качестве прокладок между венцами стен при сборке брусовых и рубленых бревенчатых домов вместо пакли. Плотность ленточного утеплителя составляет от 400-450 г/кв. м, что позволяет говорить о его высоких теплоизоляционных способностях.
Еще один органический теплоизоляционный материал, применяемый в малоэтажном домостроении, - эковата (целлюлозная вата). Она представляет собой рыхлый легкий материал, примерно на 80% состоящий из макулатуры, целлюлозы и на 20% - из добавок (антипирена и антисептика). При ее использовании нет необходимости применения пароизоляционных и влагозащитных мембран. Поскольку при увеличении влажности на несколько процентов теплопроводность эковаты снижается не так значительно, как у других утеплителей. Используется эковата для утепления мансардных помещений, полов, потолков, межэтажных перекрытий, стен каркасных домов, а также для звукоизоляции объектов. Эковата наносится на любую поверхность: дерево, металл, бетон, кирпич, стекло, может наноситься на старый утеплитель.
Неорганические утеплители изготавливаются из минеральных компонентов. Среди их основных преимуществ - высокий уровень теплозащиты, долгий срок службы, безопасность для здоровья человека и окружающей среды, удобство монтажа и транспортировки. Кроме того, неорганические материалы являются негорючими. Благодаря такому сочетанию технических характеристик, они одни из самых популярных утеплителей. «Недостатком всех неорганических волокнистых утеплителей является необходимость их защиты от увлажнения с помощью паро и гидроизоляционных пленок, — продолжает Айно РУСАНОВА. - Но, как правило, эта необходимость связана не столько с самим теплоизоляционным материалом, сколько с технологическими особенностями многослойных конструкций, в которых он используется».
Одно из первых мест среди неорганических ТИМ по объему производства и продажам в секторе малоэтажного строительства занимают изделия из минеральной ваты. Помимо названных преимуществ высококачественная минеральная вата на основе стекловолокна обладает еще и рядом дополнительных плюсов: легкость, что особенно важно при монтаже, и высокая упругость, которая обеспечивает плотное прилегание, исключение «воздушных карманов» и «мостиков холода» и повышает уровень теплозащиты. «Так, например, в Сибири и на Дальнем Востоке последние пять лет наиболее популярен материал «Утепляев», — рассказывает Айно РУСАНОВА. Эти минераловатные плиты были разработаны специально для данного региона и предназначены для универсального применения - как в горизонтальных, так и в вертикальных и наклонных конструкциях».
«В СФО большим спросом в сфере малоэтажного строительства пользуется теплоизоляция из минеральной ваты на основе базальтового волокна с низкими показателями плотности», - продолжает Анастасия УЛАНОВА, аналитик компании «ЛАЙНРОК».
Впрочем, популярность утеплителей малой плотности связана с тем, что сегодня все чаще стали применяться методики колодцевой кладки, вентилируемого фасада для повышения энергоэффективности коттеджей, частных домов. Все чаще стали использовать технологии каркасного домостроения и утеплять кровли и внутренние перегородки объектов, где также активно используется данный вид теплоизоляционных материалов.
Кроме того, ТИМ малой плотности являются более легкими материалами, что помогает снизить нагрузку на все конструкции здания и фундамент, и более дешевыми, что приводит к снижению затрат на реконструкцию здания. С ними просто работать. При этом их теплозащитные характеристики достаточно высоки.
В Западной Сибири все больше обращают внимание на экологичность материалов, используемых при строительстве и ремонте. «В этой ситуации преимущество имеют натуральные продукты, в основе которых природное сырье, — рассказывает Сергей МЯСОЕДОВ. — Как, например, теплоизоляция ROCKWOOL Она практически на 100% состоит из натуральных материалов. Это первая теплоизоляция, получившая добровольный сертификат ЕСо-Material, подтверждающий экологичность продукции».
Еще одной общей тенденцией рынка ТИМ стало смещение интересов потребителей в сторону новых продуктов со специальными техническими характеристиками. Линейки ведущих производителей пополняют продукты специального назначения, например: для саун и бань, для тонкослойного штукатурного фасада, для теплоизоляции кровель и полов под стяжку. Новшеством является также утеплитель, один край которого имеет способность поджиматься и разжиматься, т. е. пружинить, благодаря чему облегчается установка материала в конструкции на деревянном или металлическом каркасе; такой материал плотно примыкает к конструкции без образования щелей.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Что касается спроса на ТИМ в малоэтажном домостроении в 2012 году, то, по прогнозам экспертов, он будет расти. Этому способствует ряд факторов. Во-первых, применение теплоизоляции стимулирует и Федеральный закон № 261 о повышении энергоэффективности зданий. Во-вторых, уже на обывательском уровне, по словам Сергея МЯСОЕДОВА, есть понимание необходимости устройства. Оттого сегодня очень сложно встретить новый дом, который строится вообще без использования теплоизоляции, хотя еще несколько лет назад все было по-другому.
Ирина ОВДИНА
По материалам журнала «Строительство и городское хозяйство Сибири».