05.03.2012


эскалатор

Сегодня неизменным атрибутом всех многоэтажных торговых центров, которые вводятся в эксплуатацию в Барнауле, является эскалатор. Не прошло и 10 лет с тех пор, как эти устройства начали появляться в краевой столице, однако они уже успели обрести популярность и стать синонимом комфортности и престижа.


Между тем, компаний, занимающихся монтажом и обслуживанием эскалаторов, как оказалось, в краевой столице буквально единицы. Мы поинтересовались у специалистов историей и характеристиками барнаульских эскалаторов, а также их устройством, стоимостью и особенностями монтажа. 

Современные инвесторы, возводя торговый центр, хотят поставить не просто коробку, но и сделать соответствующую начинку для того, чтобы объект был современным, удобным и привлекательным как для покупателей, так и для арендаторов торговых площадей. Такие условия, конечно же, диктует время. Наличие эскалатора еще лет 5-7 назад было едва ли не самой эффективной рекламой ТЦ, ведь чудо-лестницу воспринимали как диковинку, на которой нужно было если не прокатиться, то обязательно посмотреть. Сегодня установка эскалатора в крупных торговых центрах – скорее просто правило хорошего тона, ведь покупатели с каждым годом все неохотнее поднимаются на второй, третий и уж тем более четвертый этаж по обычной лестнице. 

Как все начиналось 
Впервые в краевой столице эскалаторы появились в ТЦ «Сити-центр» в 2004 году. Тогда предприятие «Союзлифтмонтаж» установило здесь шесть эскалаторов OTIS производства Франции. Они до сих пор поднимают посетителей на высоту – 4,2 метра со скоростью 0,5 м/сек. и весят при этом по 5,6 тонны каждый. К слову сказать, OTIS стали первыми эскалаторами не только в Барнауле, но и во всем мире. 

эскалатор 

Из истории 
В 1892 году американский изобретатель Джесси В. Рено запатентовал право на изобретение эскалатора. Прототипом современного устройства был обычный наклонный конвейер непрерывного действия. Машина представляла собой полотно из ряда пластин с продольными рейками. Первый действующий эскалатор в его современном понимании был изготовлен компанией OTIS по проекту Чарльза Зеербергера в 1900 году, данное устройство было уже ступенчатым. Конструктор назвал свое изобретение необычным и красивым словом «эскалатор» (от лат. scala – лестница и elevator - поднимающий).


Несколько месяцев спустя после появления первых эскалаторов в «Сити- центре» компанией «ЛИФТ-СВ» были смонтированы эскалаторы в ТЦ «Пассаж» и ТЦ «Воскресенье». 

Сергей Ветров

Сергей Ветров, директор компании «ЛИФТ-СВ»: 
«Работать с этими принципиально новыми для Алтая устройствами было очень интересно, ведь начинали с нуля, ничего не было – ни специалистов, ни техники, ни опыта установки. Заказчики также не имели четкого представления о том, как устроен эскалатор, каковы особенности его работы и обслуживания. Не было достаточной информации и о производителях – у кого лучше заказывать. Своих специалистов мы обучали в Новосибирске и Южной Корее. На сегодняшний день нашей компанией смонтировано более 50 эскалаторов, причем на объектах не только Алтайского края, но и Сибири. Среди известных барнаульских торговых центров, в которых нами установлены эскалаторы - «Европа», «Москва», «Пассаж», «БУМ», «Воскресенье». В данный момент специалисты компании производят монтаж 8 эскалаторов «ЛАТРЭС» (г. Санкт-Петербург) в строящемся ТЦ «Первомайский» на пр. Красноармейском». 


Цена вопроса 
В Алтайском крае распространены южно-корейские эскалаторы SIGMA, финские KONE и российские «ЛАТРЭС». Стоимость эскалатора зависит от его характеристик: ширины ступеней, высоты подъема, отделки и т.п. «Если говорить о нижнем пороге – то это 1,3 млн. рублей, - отмечает Константин Ветров, региональный менеджер по продажам компании «ЛИФТ-СВ». - Если же оборудование имеет дополнительные опции, например, систему энергосбережения, то для ее установки потребуется доплата». Кстати, в Барнауле эскалатор с системой энергосбережения установлен в ТЦ «Проспект» на пр. Ленина. Он двигается в замедленном режиме или вообще отключается, когда на нем нет пассажиров, и плавно ускоряется, переходит в рабочий режим, когда нога человека окажется на его ступени. Стоит такой эскалатор немного дороже обычного, но зато значительно экономит электроэнергию во время эксплуатации. 
Если же говорить об эскалаторах эконом-класса, то стоит отметить, что есть малоизвестные китайские марки (бренды). Однако работают с ними специалисты не очень охотно. По цене такие эскалаторы выигрывают у других производителей, но вот их качество оставляет желать лучшего. 
 

Константин Ветров

Константин Ветров: 
«Мы стараемся объяснить заказчику, что выгоднее работать с крупными известными компаниями, нежели с мелкими китайскими брендами. Ведь нужно непременно учитывать надежность работы оборудования после сдачи объекта в эксплуатацию. У больших игроков на вооружении самые современные технологии, осуществляется тщательный контроль качества, есть отлаженная техническая поддержка. На первый взгляд эскалаторы малоизвестных китайских брендов ничем не отличаются от оборудования других производителей – механизмы работают, конструкция блестит, но когда начинаешь рассматривать детально, то их исполнение не отличается достойным качеством – клей, зазоры, скрипы и т.д.». 
Устанавливать эскалатор или нет, а также, какую модель и производителя предпочесть, решает заказчик и зависит это, конечно же, от его финансовых возможностей. Например, в «Сибвезе» на Павловском тракте установлен только один эскалатор - для подъема вверх, вниз приходится спускаться по лестнице. 


Эскалаторы всякие нужны 
В настоящее время известными мировыми компаниями производятся эскалаторы с высотой подъема от 3 метров. Устройства различаются по скорости, длине, ширине, высоте и отделке. Угол наклона эскалатора может достигать 35 градусов для относительно малых высот подъема (до 7 метров) и 30 градусов для длинных эскалаторов. Принцип работы эскалатора заключается в следующем: полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу - натяжные звездочки и катится по направляющим путям металлоконструкции, обеспечивая непрерывное движение лестничного марша. 

эскалатор 

Ступени закреплены на тяговой цепи таким образом, что каждая из них несет нагрузку только от веса людей, находящихся непосредственно на этой ступени. Ширина лестничного полотна колеблется в среднем от 0,6 до 1 метра в зависимости от типа эскалатора и его назначения. Вверху и внизу ступеньки выравниваются в горизонтальные площадки, что создает благоприятные условия для входа и выхода людей. Одновременно со ступенями движутся и перила - поручни. 

Скорость движения лестничного полотна установлена с учетом обеспечения безопасности входа на эскалатор и выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Однако в любом случае согласно нормативам она составляет не более 1 м/с. Провозная способность эскалатора не зависит от высоты подъема, а находится в прямой зависимости от скорости движения и коэффициента заполнения ступеней эскалатора пассажирами. В соответствии со строительными нормами и правилами она составляет 8100 чел/час. 

Сергей Ветров, директор компании «ЛИФТ-СВ»
«Если говорить о внешней отделке эскалатора, то здесь все зависит от фантазии и средств покупателя. Основное требование сегодняшних заказчиков к эскалатору - это прежде всего перевозка пассажиров. В принципе можно выбрать оригинальный цвет поручня, предусмотреть эффектную подсветку ступеней. Все зависит лишь от воображения. В турецкой Анталии, например, в аэропорте стоят эскалаторы, полностью обшитые стеклом – весь механизм видно!» 

Монтаж – дело тонкое 
Средний вес стандартного эскалатора – 8 тонн, поэтому здание, в котором планируется разместить это устройство, должно проектироваться с учетом нагрузок от него. Нормативы монтажа и дальнейшего использования эскалаторов регламентируются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов ПБ 10-77-94».


Геннадий Осинцев

Геннадий Осинцев, главный инженер компании «ЛИФТ-СВ»: 
«Оптимальный срок для монтажа эскалатора – один месяц. Спешка здесь ни к чему. Работы происходят поэтапно, начиная с доставки и заканчивая пуско-наладочными работами. Чтобы привезти один эскалатор, нужна одна еврофура. В среднем в торговых центрах проектируют по 2 – 4, а иногда и 6-8 единиц эскалаторного оборудования. К примеру, эскалаторы для ТЦ «Первомайский» везли из Санкт-Петербурга 8 машин! Очень трудоемка и ответственна стадия монтажа, на которой эскалатор нужно поднять к месту установки в здании. А поднимают эти 8 тонн вручную, с помощью талей! Поэтому очень важно, чтобы специалисты были аттестованы, плюс требуется очень много специальной оснастки (домкраты, захваты, стропы, уровни и т.д). Если при подъеме неправильно рассчитать опоры, то все эти тонны, сколько весит эскалатор, могут в раз рухнуть. Некоторые производители поставляют эскалаторы уже собранными, другие – по частям, которые потом и приходится собирать. Разная степень готовности эскалатора к подъему влияет на продолжительность монтажа в целом». 



Г. Осинцев: 
«Теоретически установить эскалатор в уже построенное здание - возможно. В этом случае разрабатывается проект реконструкции с учетом нагрузок, требований и правил для данного вида работ, плюс само здание должно изначально обладать более или менее подходящими характеристиками для установки эскалатора. Работы очень масштабные и дорогостоящие, поэтому на практике таких случаев мы не встречали». 

Обслуживание должно быть на высшем уровне 
Немаловажный фактор, который влияет на срок эксплуатации и, что самое главное, на безопасность эскалатора, это его обслуживание. Ситуация схожа с приобретением автомобиля в салоне: нужно проходить все плановые проверки, которые предписаны производителем. Эскалатор – устройство дорогое, используется массово, поэтому и обслуживание ему нужно обеспечить надлежащее. 
Геннадий Осинцев: 
«Стоимость обслуживания зависит от модели эскалатора и его характеристик. В целом на эскалаторе необходимо регулярно проверять работу цепей безопасности, смазывать механизмы, регулировать узлы и детали. По мере необходимости производить замену изношенных элементов на новые». 
Помимо проверок, предусмотренных изготовителем, каждый год эскалатор должен проходить техническое освидетельствование. Его проверяют во всех режимах и дают разрешение на следующий год эксплуатации. Контролирует безопасную работу эскалаторов Ростехнадзор. 
Константин Ветров: 
«Наша компания дает гарантию на монтажные работы, как правило не менее той, что установлена на оборудование заводом изготовителем. Стандартно сроком на 18 месяцев. Гарантия действует при условии соблюдения правил эксплуатации и квалифицированного и своевременного техобслуживания». 

Безопасность превыше всего 
Геннадий Осинцев: 
«Эскалатор – довольно безопасное для пассажиров устройство. Казалось бы, обычный конвейер, но там более десятка механизмов, обеспечивающих безопасность. Это и задержка и даже обрыв поручней, синхронизация движения ступеней, аварийная остановка движения. Зазоры в конструкции эскалатора минимальные – около 2 мм., поэтому нужно постараться, чтобы туда что-то затянуло, однако в зону риска попадают дамы на очень тонких шпильках и люди в длинной одежде». 

Помимо автоматики безопасную работу эскалатора контролирует наблюдающий за пассажиропотоком, так называемый оператор эскалатора, который всегда находится неподалеку от устройства. Зачастую эту функцию выполняет охранник. Он остановит эскалатор в случае непредвиденной ситуации, поможет предотвратить ЧП, разъяснит правила пользования эскалатором. Для того, чтобы стать оператором эскалатора, необходимо пройти соответствующее обучение и аттестацию. В Барнауле эту своеобразную специальность можно получить в ПТУ-18. В случае, если оператора вдруг не оказалось поблизости, то каждый пользователь устройства должен знать, что на боковой стороне деки (при входе на площадку) есть ключ и кнопка стоп, которую можно нажать в случае ЧП. 

PS… 
С каждым днем эскалатор все труднее назвать редкостью для современных многоэтажных зданий. И хотя первоначальной задачей эскалаторов была транспортировка мощных пассажиропотоков в метрополитенах и вокзалах, при наличии средств нет принципиальных ограничений для их применения в самых различных помещениях. При желании можно установить эскалатор даже у себя дома. Однако в Алтайском крае эскалаторы полюбились пока только владельцам крупных торговых центров. 
Хочется верить, что со временем станет традицией оборудовать эскалаторами и траволаторами медицинские учреждения и здания социальных служб, ведь ни лифты, ни лестницы, хоть и требуют меньше места и средств, не могут сравниться с этими чудо-устройствами по удобству, оперативности и пропускной способности. 

ТЦ "Бум" 

В ТЦ «БУМ» на пересечении улиц Попова и Г. Исакова установлен эскалатор с самой большой в Барнауле высотой подъема - 6 м. В Алтайском крае пальму первенства по этому показателю держит эскалатор в ТЦ «Ривьера» г. Бийска. Высота его подъема составляет 6,4 м. 

траволатор 
Одна из разновидностей эскалатора – траволатор. Устройство представляет собой пешеходный конвейер без ступеней с углом наклона около10 градусов. 
Зачастую траволаторы монтируют в крупных многоэтажных торговых центрах, для того, чтобы покупатели с тележками, например, могли беспрепятственно спуститься на парковку. Кстати, тележка на траволаторе никуда не покатится, потому что она имеет специальные колеса, которые ее фиксируют. В Барнауле траволаторы установлены в ТЦ «Весна».

Журнал "Стройка-Алтай"



Назад в раздел




Наверх