18.12.2012 16:42:00


Сергей САННИКОВ, генеральный директор СРО НП «Алтайские строители».

«Ситуация, когда саморегулируемая организация осуществляет периодические проверки компаний, входящих в ее состав, дисциплинирует участников строительного рынка и в значительной мере повышает качество производимых работ», - считает Сергей САННИКОВ, генеральный директор СРО НП «Алтайские строители»
Корреспондент газеты «Стройка» побеседовал с Сергеем Тимофеевичем об особенностях проверок, инициируемых СРО. 


- Сергей Тимофеевич, с момента становления саморегулирования в строительной отрасли прошло несколько лет, скажите, как на сегодняшний день обстоят дела с проверками строительных компаний, которые проводит СРО? 
СРО проверки строительных компаний- Для того, чтобы понять, насколько эффективно сегодня работает система саморегулирования, стоит вспомнить день вчерашний. Еще несколько лет назад строительный комплекс работал совершенно по другой схеме. Государство выдавало лицензию и компания строила. Однако как качественно она строила – государство это мало волновало. И если дело доходило до того, что качество строительства было крайне низким, лицензионному центру приходилось подавать в суд. И только суд мог приостановить действие лицензии или изъять ее вовсе. Глава 6.1 ФЗ №148 внесла определенные изменения в градостроительный кодекс. Тем самым были заложены основы саморегулирования в строительном комплексе. Саморегулируемая организация, выдав свидетельство, разрешающее проводить определенные виды работ, в соответствии с 624 приказом Минрегионразвития, обязана ежегодно проверять всех своих членов в определенном порядке и по определенным стандартам (наличие и квалификация специалистов, соблюдение техники безопасности, правильность оформления документации и т. д.). Также раз в три года каждая добросовестная СРО должна проводить проверку качества работ всех строительных компаний, состоящих в СРО. То есть саморегулируемая организация имеет право непосредственно вмешиваемся в строительно- монтажные работы. С момента становления системы саморегулирования в Алтайском крае прошло около 3,5 лет и если говорить об итогах, об эффективности контроля саморегулируемых организаций, то нарушения в работе строительных компаний выявляются регулярно, и их отнюдь не мало, порой дело доходит до приостановления действия допуска. Но все недочеты в работе в большинстве случаев устраняются и тогда фирма продолжает работать, только уже на более высоком качественном уровне. Для сравнения за время лицензирования (около11 лет) в нашем регионе не было ни одного случая, чтобы действие лицензии было приостановлено или компания вовсе лишилась лицензии. И это говорит отнюдь не о том, что раньше строили идеально и все специалисты были компетентными. Скорее всего - это сигнал, что контроль государства был недостаточно действен. 

- Какие нарушения наиболее часто выявляются в ходе проверок? 
- Разные. Среди наиболее часто встречающихся нарушений – недостаточное количество специалистов для осуществления функции генподрядчика. Например, из необходимых шести на предприятии работают всего четыре инженерно-технических работника, которые имеют соответствующие удостоверения повышения квалификации. Также по итогам проверок выявляются истекшие сроки страхования гражданской ответственности, просрочка оплаты компанией членских взносов, нарушения касающиеся охраны труда, не пройденные вовремя курсы повышения квалификации и многие другие отступления от нормативов. 

Какие проверки проводит СРО, чем они различаются? 
нарушения в ходе проверок - Если разграничивать проверки по срокам, то бывают ежегодные документационные проверки и проверки качества работ, которые проводятся раз в три года. Ежегодные проверки могут быть выездными и невыездными. На данный момент в составе СРО НП «Алтайские строители» 405 предприятий. Охватить их все ежегодными выездными проверками достаточно сложно. В соответствии с действующим законодательством саморегулируемая организация вправе проводить проверки, не выезжая в офис компании. В этом случае мы запрашиваем определенный пакет документов, проверяем его и выносим решение о наличии или отсутствии нарушений. Это документарная проверка в чистом виде. Однако ежегодные графики проверок мы составляем так, чтобы в случае, если у компании в этом году была невыездная проверка, то через год проверка обязательно будет выездной: специалисты приедут и проверят работу компании. Также помимо плановых проверок есть, конечно же, внеплановые. Основанием для их проведения являются жалобы. В этом случае мы оперативно организуем и проводим проверку.


От кого преимущественно поступают жалобы? 
- Пожаловаться может заказчик работ, Госстройнадзор, стройзаказчик. Были жалобы и со стороны муниципалитетов на то, что предприятия, входящие в состав нашей СРО, выиграли тендер на строительство или реконструкцию объекта и не укладываются в сроки или выполняют работы в ненадлежащем качестве. Также может пожаловаться и частное лицо. Был случай, когда наша компания строила дом в г. Бийске, построила его часть, начала возводить вторую, а жильцы дома, не удовлетворенные качеством работ на первом этапе строительства, подали жалобу. Как итог – наши специалисты совместно с сотрудниками Госстройнадзора выехали на строительную площадку и разобрались в реальном положении дел. Были выявлены нарушения, которые компания обязалась устранить. Однако не стоит думать, что саморегулируемая организация станет реагировать на телефонные звонки или анонимные обращения. Жалобы принимаются только в письменном виде, они должны быть оформлены надлежащим образом.


- Каковы дальнейшие действия саморегулируемой организации в случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения в работе строительной компании? 
- По итогам проверки составляется акт, в котором отражаются все имеющиеся недочеты в работе. Если нарушения носят серьезный характер, мы выносим акт на дисциплинарную комиссию. Впоследствии составляется предписание об обязательном устранении выявленных нарушений и определяется срок, в который их нужно ликвидировать. В случае, если компания не выполнила своих обязательств, выносится решение о приостановке допуска к строительным работам на определенное время. В это время фирма не имеет права производить никакие работы, она должна заниматься только устранением нарушений. 
Приостановление действия допуска – это уже серьезный шаг со стороны СРО. И такие случаи в нашей практике уже были. Мы приостанавливали деятельность строительной компании на срок 2 месяца. В данном случае дело касалось особо опасного объекта, строительство которого контролировалось Ростехнадзором. Мы приостановили действие свидетельства, а уже Ростехнадзор следил за тем, чтобы никакие работы на объекте не выполнялись до момента полного устранения нарушений. 
Если же и после этого дело не сдвинулось с мертвой точки, чего у нас в практике не было, мы имеем право пойти на крайнюю меру – лишить компанию допуска, исключить из СРО.


- Когда утверждается график проверок, на какое время он составляется? 
- График проверок составляется на год и утверждается он, как правило, в начале года. То есть уже в январе каждая компания, которая состоит в нашей СРО, знает точную дату проверки.


- Что делать небольшим компаниям, если проверка пришлась в несезон, когда половина штата распущена или же на время проверки запланированы важные строительные работы? Можно ли перенести сроки проверки? 
Алфаинвест- Можно. Понимая сложное положение строителей в нынешнее время, мы всегда идем им на встречу. Причины переноса даты проверки могут быть разными. Например, близится срок сдачи объекта в эксплуатацию, все специалисты очень заняты или вовсе в день проверки должна придти комиссия, принимающая объект. Многие компании в несезон распускают специалистов, мы прекрасно это понимаем, строители в сегодняшних условиях зачастую полгода работают, а полгода нет. Бывает и что сотрудники компании уехали в командировку или находятся в отпуске. Случаев очень много. Поэтому когда мне на стол ложится документ с просьбой об отсрочке проверки, она чаще всего переносится с учетом пожеланий строительной фирмы. 



- Как поступать строительной компании в случае, если она считает, что действия работников СРО, проводящих проверку, неправомерны? 
- Таких случаев в нашей практике не было. Но могу сказать, что в ходе проверки составляется акт, в котором строительная компания может указать те нарушения проверяющей стороны, которые на их взгляд имели место быть. В целом наши специалисты – очень грамотные люди, и на проверках ведут себя профессионально и компетентно. 

Каковы итоги проверок, проводимых СРО? 
- С одной стороны, это повышение качества работ. Недочеты выявляются, впоследствии устраняются, дело движется вперед, компании за счет проверок выходят на более высокий качественный уровень. С другой стороны, проверки дисциплинируют строителей. Они стараются соответствовать, начинают сами контролировать свою деятельность. Я считаю, что проверки просто необходимы, ведь наша СРО делает ставку на качество работ и профессионализм строительных компаний, находящихся в нашем составе. Я без преувеличения могу сказать, что в нашей СРО состоят лучшие строительные компании Алтайского края. 


За 9 месяцев текущего года (январь-сентябрь) СРО НП «Алтайские строители» провела 277 проверок членов партнерства (в том числе в филиале СРО НП АС г. Южно-Сахалинска - 60). Из них 175 документарных проверок и 102 проверки с выездом непосредственно в офис организации, с посещением строительных площадок. По итогам проведения плановых проверок 99 организаций имеют нарушения. Также в текущем году в связи с поступившими обращениями в СРО проведены 2 внеплановые проверки членов партнерства (ООО «Спецстрой», ООО «Альфа-Инвест»).

МНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Андрей ГУРЯШИН, коммерческий директор ООО «А-Строй»: 
«Проверки, которые инициирует СРО, на наш взгляд, просто необходимы. Если компания работает качественно, на должном уровне, то проверка отнюдь не является чем-то страшным. О ней информируют заранее, все проходит в рабочем режиме, поэтому нельзя сказать, что проверки отрывают строителей от выполнения своей непосредственной работы. Другое дело, что нарушения всегда есть. И вовремя замеченные с помощью СРО недостатки в работе компании, которые впоследствии опять же вовремя устраняются – это тот необходимый механизм работы, который не позволяет строителям расслабляться, что, несомненно, ведет к повышению качества оказания строительных услуг». 


Александр РОНИН, директор ООО «Перспектива»: 
«Строительный комплекс как и любая другая сфера не может работать без контроля. Саморегулируемые организации, которые существуют у нас уже несколько лет, с успехом выполняют эту функцию. Все проверки СРО нашего предприятия проходили на должном уровне. О дате проверки сообщается заранее, уточняется список документации, которую необходимо предоставить. То есть проверки не носят внезапный характер, они не призваны уличить строителей в чем-либо, они нацелены на регулярное повышение квалификации сотрудников компании и на улучшение качества строительных работ. Представители СРО в ходе проверки посещали и некоторые наши объекты. В целом специалисты были удовлетворены качеством работ, но недочеты, связанные преимущественно с документацией, конечно же, были. И я считаю это нормально. Ведь когда недостатки известны, их проще устранять». 



Назад в раздел




Наверх