08.11.2013


переход на площади Октября

Старые закрывают, а новых не открывают: о подземных переходах г. Барнаула!

Актуальность строительства подземных переходов на фоне роста количества автотранспорта в Барнауле с каждым годом все острее. Это видно из растущей статистики по автомобильным авариям на проблемных участках дорог. Так, у ТРЦ «Европа» в ближайшие годы ни подземного, ни наземного перехода построено не будет. Между тем, в столице Алтайского края один из пяти подземных переходов решено ликвидировать за ненадобностью. Речь о «подземке» на пр. Космонавтов у «Алтайского моторного завода». Об этом и других примечательных фактах из истории барнаульских подземных переходов наш материал.

Достоинства и недостатки
Внеу́личный пешехо́дный перехо́д - специально обустроенное место для безопасного перехода пешеходами проезжей части или железнодорожных путей. Различают два основных типа внеуличных пешеходных переходов — подземный и надземный. (Из «Википедии».)
В Барнауле внеуличные пешеходные переходы представлены исключительно подземными. Очевидно, в городе делали выбор именно в пользу «тоннелей», потому что за ними числится куда больше достоинств, чем за «мостиками» - виадуками.
К достоинствам подземного перехода относят его небольшую глубину залегания (где-то 1,5 средних человеческих роста), а также возможность использования пространства под проезжей частью в коммерческих целях (для размещения газетных киосков, других торговых объектов, ремонтных мастерских и т. д.). Кроме того, они не нарушают архитектурного облика улицы и прилегающей застройки. Вдобавок «тоннели» более удобны для пешеходов, что особенно важно для пожилых людей, инвалидов и пешеходов с детьми, тележками и т.п. Не стоит оставлять без внимания и психологический фактор – спускаться вниз, то есть в «тоннель», проще, чем подниматься вверх, то есть на «мостик». К недостаткам же «подземников» относится очень дорогое строительство, т. к. для их возведения чаще всего требуется перекрывать улицу и вести земляные работы, а в ряде случаев — перекладывать инженерные магистрали. 
В число достоинств надземного перехода относят сравнительно невысокую стоимость - они дешевле в строительстве, чем переходы подземные. Во время их возведения, как правило, нет необходимости надолго перекрывать проезжую часть. Наряду с этим у них есть серьезные недостатки. Если высота подземного перехода от его пола до уровня тротуара редко превышает 3 метров, то высота надземных переходов никак не может быть меньше 5 метров. А дополнительные метры, как несложно догадаться, - это дополнительные лестничные пролеты, которые приходится преодолевать для перехода улицы. Также виадуки плохи из-за невозможности постройки в местах с узкими тротуарами (лестницы будут находиться прямо перед окнами квартир) и исторических центрах городов (конструкция может испортить вид).

Барнаульские переходы – самые старые и молодые
В это трудно поверить, но в Барнауле история местных подземных пешеходных переходов никем не написана. Полных сведений о том, когда, по чьему заказу строились городские «тоннели», мы не получили (хотя на это стопроцентно рассчитывали при написании материала) ни в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации г. Барнаула, ни на кафедре организации и безопасности движения факультета энергомашиностроения и автомобильного транспорта АлтГТУ им. И.И.Ползунова. Какой-либо так называемой летописи городских дорог в Барнауле нет. Поэтому информацию о переходах собирались по крупицам и обращались к разным источникам информации. 

переход на пр. Космонавтов

Начнем с перехода на пр. Космонавтов. Строил его Алтайский моторный завод, одно из старейших промышленных предприятий краевого центра (решение о его создании в Барнауле было принято в мае 1955 года). Переход у завода, который должен был обеспечить безопасный проход к предприятию многим тысячам его рабочих в советские годы, насколько нам удалось выяснить, является самым старым в городе. К сожалению, на заводе не смогли найти документ, в котором отражена дата строительства перехода. Как нам сообщил директор предприятия Александр Каменев, скорее всего, он не уцелел. Согласно же заявлениям старожилов завода, с которыми беседовал Александр Михайлович, переход был построен примерно в 1970 году.
Сейчас подземный переход на пр. Космонавтов пребывает в стадии консервирования, иными словами, его засыпают, то есть ликвидируют (входы в переход уже заварены металлическими трубами). В комитете по дорожному хозяйству городской администрации Барнаула сообщили, что решение о ликвидации перехода принято по двум причинам: во-первых, переход находится в крайне плачевном состоянии; во-вторых, вкладывать средства в его реконструкцию нет смысла, поскольку сейчас он, по понятным всем причинам (количество рабочих на заводе в разы меньше, чем при СССР), мало востребован. Для безопасного движения через улицу у завода установлен светофорный объект – создан регулируемый пешеходный переход.
Немногим моложе «тоннеля» на пр. Космонавтов целый комплекс подземных переходов на пл. Октября - важнейшей развязке транспортных магистралей, от которой транспорт расходится во все районы города.
Говоря о подземных переходах на пл. Октября, стоит вспомнить и историю самой площади. В 1902 г. английским футурологом Эбинером Говардом была выпущена книга «Города-сады будущего», в которой он дал графическую схему своей идеи. (Смотри «Город-сад, или Экскурсия по Барнаулу». «Стройка. Алтайский выпуск № 5 (243) за март 2012.) 
Идея Э. Говарда получила широкое распространение в русском градостроительстве того времени, в том числе и в дореволюционном Барнауле, где предпринимается попытка создания подобного проекта. Это был образец нового города. Город-сад имел форму круга, в центре располагалась круглая площадь, которую окружают кварталы застройки и круговые улицы, пересекаемые бульварами. Дома согласно проекту, связанному с городом-садом, начали строиться в пределах современных улиц Профинтерна, проспекта имени М.И. Калинина и парка «Изумрудного». Но городские власти не смогли профинансировать этот проект, и сегодня только пятилучевое решение круглой площади Октября, да несколько домов деревянной жилой застройки возле парка «Изумрудный» сохраняют следы планировки города-сада.
Площадь имела один существенный недостаток - смешение транспортных и людских потоков. Эту проблему удалось решить благодаря постройке комплекса подземных переходов. Как сообщил главный инженер МУП «Дорожник-2» Октябрьского района г. Барнаула Иван Карнаухов (переходы эксплуатирует МУП), в паспорте объекта сказано, что он был сдан в эксплуатацию в 1976 году. Строили его по заказу города. 

переход на площади Октября

Напомним, что в 2011-2012 годах в переходе велась реконструкция, поводом для которой стали преобразования на площади: ликвидация торговых рядов цветочниц, реконструкция Молодежного театра Алтая, замена памятника В.И.Ленину на скульптуру сеятеля, косметический ремонт фасадов зданий, окружающих площадь. Среди основных изменений в облике самого подземного перехода, замеченных горожанами – входы были оборудованы навесами и открывающимися в обе стороны дверями.
Намного современнее два перехода на Павловском тракте – у остановок «Мастерские» и «Панфиловцев». Как сообщили в комитете по дорожному хозяйству администрации Барнаула, первый строили в 1995-1997 годах по заказу ТЭЦ-3, второй – по в 1991 году по заказу города. Тот и другой переход недавно отремонтировали. Внутри переходов произведена шпатлевка, побелка, покраска, асфальтирование, заменена электропроводка, установлены новые лампы освещения. На подземном переходе на ост. «Панфиловцев» заменили входные двери. На входных узлах переходов должны были смонтировать козырьки из поликарбоната такие же, как на переходах на пл. Октября.
Следует отметить, что острая необходимость в ремонте перехода на «Панфиловцев» созрела 18 июля 2010 года, когда в результате сильного ливня сам переход был затоплен настолько, что по нему можно было плавать (см. фото). 

переход на Павловском тракте

Напомним так же, что год назад на одном из подземных переходов (остановка «Мастерские») были капитально отремонтированы лестничные марши. Но поскольку их ремонтировали уже в морозы, по весне они «потекли». Работы пришлось переделывать.
Всего в Барнауле, напомним, насчитывается пять подземных переходов. Пятый по счету располагается под ул. Мамонтова и входит в состав комплекса Нового моста через р. Обь. Он соединяет знаменитую лестницу нагорного парка с самым началом проспекта Социалистического, позволяя пешеходам не перебегать оживленную проезжую часть на въезде (выезде) в Барнаул.
Строительство всего мостового комплекса вместе с переходом (по проекту инженера Митькевича) началось в конце 1980-х годов, но велось очень медленно, а в начале 1990-х годов вообще было заморожено. Возобновилось оно после визита в Барнаул Бориса Ельцина в мае 1992 года. Президент России прямо на берегу Оби подписал проект указа и распоряжение о финансировании строительства нового моста в Барнауле. Через пять лет, в 1997 году состоялось его торжественное открытие.
Начальник ГУП «Обской мост» Андрей Карпенко («Обской мост» эксплуатирует данный дорожный комплекс) нам сообщил, что ввод в эксплуатацию комплекса происходил в несколько этапов. На предприятии не нашли точной даты ввода в эксплуатацию подземного перехода. Ориентировочно сдача происходила в 1994 – 1995 годах.

Появится ли переход у ТРЦ «Европа»?
Вопрос острой необходимости внеуличного пешеходного перехода у ТРЦ «Европа» (на пересечении Павловского тракта и ул. Георгиева) в очередной раз встал, когда общественностью Барнаула в целом была озвучена проблема отсутствия надземных или подземных переходов у мест притяжения горожан. Поводом для этого явилась трагедия: 9 августа 2012 года девушка, управляя автомобилем «Хонда ЦРВ», совершила наезд на группу детей. Они шли на запрещающий сигнал светофора по пешеходному переходу в ТРЦ «Европа». После этого ДТП сообщество барнаульских автомобилистов инициировало сбор подписей под обращением к краевым властям. В нем оно просило поддержать предложение по разработке целевой программы с выделением средств из краевого и федерального бюджета для строительства надземных или подземных переходов на самых опасных участках дорог столицы Алтайского края. Вскоре власти Барнаула заявили, что у ТРЦ «Европа» будет построен первый в городе надземный пешеходный переход.
При этом в мэрии сообщали, что средства на финансирование объекта включены в городскую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2017 годы». Общая стоимость строительства составит 15 млн. рублей. Планировалось, что при строительстве перехода будут привлечены средства из федерального бюджета, а также средства владельцев торговых объектов, размещающихся у перекрестка.

проект надземного перехода возле ТЦ "Европа"
Позже, уже в январе 2013 года, начальник отдела ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Александр Колпаков на пресс-конфренции заявил, что у ТРЦ «Европа» намерены построить не надземный, как ранее озвучивалось властями города, а подземный пешеходный переход. Со слов Александра Колпакова, предполагается, что в финансировании проекта примут участие ТРЦ «Европа» и соседние предприятия, поскольку переход по большей части нужен для их посетителей. Он отметил, что скоро, насколько ему известно, г-н Ракшин собирается построить поблизости с ТРЦ «Европа» ТРЦ «Жара», в котором разместятся аквапарк и «Ниссан-центр», а это значит, что потребность в подземном пешеходном переходе увеличится. 
Более того, Колпаков сказал, что власти города обдумывают вопрос о том, где сделать второй подземный пешеходный переход. Есть два варианта: на пересечении пр. Строителей и пр. Социалистического (у железнодорожного вокзала) или на пересечении пр. Ленина и ул. Пионеров (у Нового рынка).
В настоящее время тема строительства перехода у ТРЦ «Европа» не озвучивается. Источник в администрации города сообщил, что город может получить финансовую поддержку при строительстве перехода из федерального бюджета, если только будет строить надземный переход (соответствующая федеральная программа, с его слов, предусматривает лишь строительство надземных). Между тем власти Барнаула считают строительство надземного перехода неуместным. Своими же, то есть средствами исключительно из городского бюджета, строить «тоннель» власти пока не планируют, а торговые предприятия, мягко говоря, не горят желанием принять финансовое участие в реализации данного проекта. Якобы этот конфликт интересов и привел к тому, что переход до сих пор не построен и когда будет построен, не известно. Впрочем, самого проекта как такового тоже нет, потому и цена строительства подземки у «Европы» не называется даже приблизительно.
Между тем перекресток ул. Георгиева - Павловский тракт по-прежнему остается одним из лидеров в Барнауле по количеству совершаемых на нем ДТП. Как сообщили в пресс-службе городской ГИБДД, с начала 2013 года по 23 октября здесь произошло 13 ДТП, в которых пострадало 15 человек, в том числе 2 детей.
15 марта 2012 года Петр Богомолов, начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, в эфире радиостанции «Серебряный дождь» довольно резко высказался по теме строительства перехода на перекрестке ул. Георгиева - Павловский тракт. Цитируем его:
- Действительно, после открытия таких крупных торговых центров, как «Европа», «АНТ», «Москва» интенсивность движения транспорта и пешеходов на перекрестке Павловский тракт – ул. Георгиева значительно возросла, соответственно возросла и аварийность. На сегодняшний день на данном перекрестке остро стоит необходимость в строительстве внеуличного (подземного или надземного пешеходного) перехода, что позволило бы разделить в пространстве транспортные и пешеходные потоки. Госавтоинспекцией неоднократно вносились предложения в органы местного самоуправления г. Барнаула о строительстве внеуличного пешеходного перехода на данном перекрестке, но в связи с отсутствием финансирования данных мероприятий в бюджете города какого-либо прогресса по данному вопросу нет.

Можно ли заставить ТЦ построить переход?
Можно ли заставить частные компании принимать участие в строительстве внеуличных пешеходных переходов? Этот вопрос задают очень часто. Ответ на него категоричный: «Нет». Здесь работает принцип «добровольно-принудительно».
На днях, 22 октября 2013 года, газета «Известия» написала, что Министерство транспорта РФ разработало поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Согласно этому законопроекту объекты дорожного сервиса и стационарные торговые объекты, требующие доступа к автомобильным дорогам, должны будут заключить договоры с их владельцами о присоединении. Уже работающие объекты должны заключить такие соглашения до 1 января 2015 года. В этих договорах будет оговорен размер платы за присоединение к дороге.
В Минтрансе «Известиям» пояснили, что речь идет о стартовом платеже, за которым последуют ежегодные. Размер платы будет зависеть от требуемого объема работ по строительству, ремонту и содержанию подъездов к таким объектам, а не от автомобильного трафика. Однако если трафик вырастет, то размер платы может увеличиться — например, если потребуется добавить полосу движения на подъезде к объекту или предусмотреть дополнительный заезд. 
Вполне логичным в этом проекте выглядело бы и участие в финансировании строительства внеуличных пешеходных переходов. Но, как мы видим на примере перекрестка у ТЦ «Европа», пока в этом вопросе благих намерений и обещаний больше, чем реальных дел. 


площадь в парке Тиргартен
Интересные факты (по материалам «Википедии»):

В некоторых европейских государствах по замыслу градостроителей в определенные места можно попасть исключительно через подземные пешеходные переходы. Одним из таких мест является площадь в берлинском парке Тиргартен, на которой установлена Колонна Победы. Эта площадь окружена проезжей частью с непрерывным автомобильным движением. Пешеходы могут ее пересечь только по одному из четырех подземных переходов, построенных в 1941 году по плану Иоханнеса Хунтенмюллера. Эти подземные пешеходные переходы являются излюбленным местом тех, кто хочет оставить о себе память в Берлине. Их стены густо исписаны автографами туристов из разных стран.
Еще один интересный переход есть в Симферополе под площадью Амет-Хана Султана (Центральный рынок). Все его туннели сходятся к открытой подземной площади, на которой стоят киоски. Аналогичные переходы находятся в Киеве под Севастопольской площадью и под проспектом Науки возле Московской площади.

Материал подготовил Кирилл Григорьев


Назад в раздел




Наверх