25.12.2013


Облик города создают дизайнеры фасадов и мастера света


Первое, что мы видим, въезжая в Барнаул по новому мосту, – большие буквы с названием города. Ночью этот символ краевой столицы еще и подсвечивается, как и большинство знаковых зданий сердца Алтайского края. Новые фасадные материалы и технологии светодизайна вносят серьезную лепту в развитие имиджа города. Насколько безопасны эти новшества и в какую сторону движется облик центральных улиц Барнаула?

 

вывеска Барнаул

БАРНАУЛ

Семиметровые буквы «БАРНАУЛ» на территории бывшего парка ВДНХ были смонтированы в 1997 году по образу и подобию знака HOLLYWOOD. До конца 2012 года этот символ города освещался четырьмя натриевыми светильниками. Затем при поддержке компании «Лед Свет» были установлены светодиодные прожектора, которые по задумке светодизайнеров должны были одновременно менять цвет всей надписи. Но, то ли с блоком управления что-то случилось, то ли при монтаже проблемы возникли, а только визитная карточка города ночью выглядела, как разноцветная китайская гирлянда: пестро, аляповато и совсем не солидно.

Директор рекламно-производственной компании «Реклама-Мама» Владимир Писанов:

- Этот же эффект смены цветов ночной подсветки фасада более удачно был реализован той же организацией на парк-ателе «Ая» в Республике Алтай. Там прожекторы меняют цвет синхронно и выставлены они таким образом, что полностью равномерно освещают весь фасад. Эффект получился потрясающий: здание как будто бы светится изнутри.

Несколько недель назад подсветку букв «БАРНАУЛ» вновь заменили, и теперь блок управления только включает светодиодные прожекторы с наступлением темноты и выключает их на рассвете, не меняя цветов подсветки. Правда и в этот раз не обошлось без ошибок в проектировании: сами прожектора расположены настолько близко к освещаемому объекту, что нижняя часть надписи попросту не попадает в недостаточно широкий световой пучок и потому не освещена. Хотя не исключено, что все именно так и задумано…

 ТОЦ "Parad"

PLAZA

Второе, на что обращают внимание гости ночного Барнаула – дыхание света медиафасада ТОЦ PLAZA: торгово-офисное здание меняет цветовой окрас от синего к белому, плюс – подсвечивается белыми светодиодными прожекторами. Фасад «свечки» оборудован только синими фонарями, что подчеркивает строгость форм параллелепипеда здания.

Новые собственники ИПП «Алтай» инвестировали более 350 млн. руб. в замену печатного оборудования и полную реконструкцию здания, в котором теперь помимо типографии размещается торгово-офисный центр PLAZA. Именно они первыми в городе реализовали вариант медиафасада, задав тон всем остальным. Сразу же после ИПП «Алтай» управляемые программным блоком светодиодные ленты в прозрачных коробах появились на торговом комплексе «Майский», затем на КРК «Мир» и в более продуманном варианте на фасаде ТЦ Parad. Дальше всех в этом направлении продвинулся ТРК «СИТИ-Центр»: светодиодный мультимедийный экран на всю ширину здания способен демонстрировать не только полноценную рекламу (с чем вполне справляется установленный рядом традиционный экран), но и всевозможные эффекты от «дождя» до «метеоритов» и «снега».

Тем не менее настоящим пионером и пока еще лидером в области установки ультрасовременных медиафасадов на сегодняшний день считается PLAZA.

Александр Евстигнеев, гендиректор ИПП «Алтай»:

- Сегодня PLAZA без преувеличения является ночной визитной карточкой Барнаула своеобразное дыхание ее света ночью заметно каждому, кто въезжает в город со стороны нового моста. Идея такой реконструкции принадлежит собственнику Валиду Газиеву. После того, как для типографии было закуплено современное, более производительное печатное оборудование, которое оказалось намного более компактным, чем прежнее, высвободилось около 6000 кв. м площадей. Их мы и решили использовать для создания нового торгово-офисного центра. Собственно, торговая часть откроется в самое ближайшее время, а свободных офисов у нас больше нет.

Особо отмечу, что этим инвестиционным проектом нам удалось сделать существенный вклад в преобразование Барнаула согласно новейшим мировым тенденциям архитектуры офисных зданий и деловых центров.

Думуш Халмиев, руководитель Барнаульского представительства австрийско-турецкой строительной компании ARSU, генподрядчик ТОЦ PLAZA:

- Все основные работы по капитальному ремонту и реконструкции комплекса ИПП «Алтай» велись силами нашей компании. Хотя на некоторых этапах в субподряд привлекались исключительно местные, барнаульские организации, в числе которых: «Лев» (кондиционирование), «Руссети» (хозяйственные коммуникации), «ГласЛайн» (стеклянные двери и перегородки из закаленного стекла) и ряд других. Наша компания, прежде чем браться за эту реконструкцию, уже имела опыт реализации подобных проектов по всему миру, включая Россию. Особо отмечу, что стеклопакеты, составляющие основу фасада всего комплекса, не только антивандальные (противоударные), но еще и являются эффективным теплоизолятором. Эти однокамерные пакеты с силиконовым покрытием стекла и аргоновым наполнителем уже пережили одну зиму и единственное, на что жаловались наши арендаторы, – слишком высокая температура в радиаторах отопления.

Отметим также, что внутри еще не открывшееся здание торгового центра так же отделано строительными материалами верхней ценовой категории, среди которых натуральный мрамор, гранит алтайского месторождения. Считается, что другие торговые центры класса премиум в Барнауле будут двигаться в этом же направлении. Впрочем, есть факторы, которые могут это движение существенно скорректировать…

 

ТРЦ "Parad"

Не сгореть и не намокнуть

Только в Барнауле за последний год в пожарах пострадали фасады сразу двух современных торговых центров. В обоих случаях это был так называемый композитный фасадный материал – алюкобонд, представляющий собой «бутерброд» из алюминия и поливинилхлорида (ПВХ).

- На Parad-е изначально каким-то образом загорелась вывеска, а уже потом огонь перекинулся на алюкобонд, - рассказывает эксперт по фасадам, директор агентства «Реклама-Мама» Владимир Писанов. – Этот же материал горел на здании «Еврофасада», в то время как виниловый сайдинг только оплавился и обвис. На самом деле в составе фасадного алюкобонда должен использоваться самозатухающий или негорючий пластик. Но, во-первых, никто не даст гарантии по поводу того, сколько на самом деле антипиренов было заложено в ПВХ, а во-вторых, если при высоких температурах алюминий в композите начнет плавиться (а его слой достаточно тонкий, чтобы быстро достичь температуры плавления в 660 градусов), то его расплав польется вниз, захватывая другие кассеты композита. В случае с Parad-ом огонь по кассетам алюкобонда вширь не распространялся, а у «Еврофасада» несколько другие повреждения (см.фото).

сгоревшее здание Еврофасад

Невозможность определить реальную группу горючести алюкобонда и сложности в его монтаже (необходимо учитывать коэффициент расширения под воздействием внешних температур) делают этот материал все менее популярным. Мало того, в той сфере постоянно совершенствуется и законодательство, благодаря чему ни один общественно важный объект просто не примут в эксплуатацию, если при его отделке использовались потенциально опасные материалы.  На смену алюкобонду придут старые добрые стальные металлокассеты (которые вообще не горят) либо более представительные материалы из алюминия. Последние – более дорогой вариант и на зданиях Барнаула пока не замечены. Хотя алюминиевые металокассеты уже можно встретить на некоторых ТЦ Новосибирска. Ну или в обшивке автозаправочных станций Газпромнефти.

Спасаясь от огня, не стоит забывать и о воде. Так, в ТЦ «Огни» было реализовано очень модное европейское решение – мембранной крыши с внутренним скатом воды. Ливни в краях с резко-континентальным климатом не редкость, и один из таких ливней уже успел слегка подмочить репутацию мембраны на «Огнях»: она просто не выдержала тех потоков, которые хлынули с неба.

 

Сэкономить и не умереть

Фасадных материалов сегодня большое разнообразие, и на этом фоне люди поняли, что долговечно, а что совсем не практично. Появилась определенная мода на фасады. К примеру, люди ценят керамогранит потому, что он дорогой, качественный и благородно смотрится. Если говорить о европейских фасадных тенденциях, то сегодня там актуальны натуральные благородные материалы (дерево, камень, гранит), либо их имитации из негорючих композитов. Это значит, что нечто подобное через год-другой появится и на наших улицах.

Устаревший в этом плане винил, пусть и менее пожароопасен (как показала практика) чем алюкобонд, но сегодня его уже сложно представить в отделке современного магазина: он не дорог, но очень ломок и недолговечен (обычный срок его службы до потери привлекательного внешнего вида – около трех лет). Эксперты прогнозируют переход на более солидные материалы в отделке, даже с учетом поправки на экономику.

- В Барнауле сложилась уникальная ситуация, - сетует Владимир Писанов. – Лет десять назад было выгоднее брать помещение под магазин в аренду (поскольку это было недорого), а сегодня выгоднее построить или купить с целью сдачи в аренду. Соответственно арендаторы, вынужденные платить 50-60 тыс. руб. в месяц, постоянно опасаясь, что их выгонят – не всегда готовы тратить такие же деньги на кричащие вывески. Вы ведь заметили, что на красной линии, да и в других точках города подавляющая часть наиболее креативных находок в вывесках реализованы уже давно, свежего ничего нет.

Впрочем, вполне оправданное желание арендаторов экономить на определенном этапе все же упрется в необходимость выделяться на фоне соседей. А значит в ход пойдут более экономичные варианты с дорогими входными группами (двери, колонны, крыльцо и пр.) и менее затратной основной отделкой. По этому пути сегодня, кстати, идет «Мария-Ра»: экономные в изготовлении баннеры вдоль стен и более затратные входные группы. Другое дело - небольшие торговые точки, расположенные вблизи красной линии  на первых этажах жилых домов: когда все вокруг ждут, что проходящие мимо потенциальные покупатели зайдут именно к ним – оставаться незаметным – смерти подобно!

Мода на медиафасады так же заставляет искать менее затратные варианты, без ущерба для качества, - продолжает Писанов. - Значительную часть стоимости медиафасада составляют не столько материалы, сколько монтаж: ведь сначала необходимо навесить основную часть фасада, а затем другие специалисты монтируют электросветовую часть. Мы в связи с этим проработали экономичные варианты, при которых вся электрика изначально заложена в металлокассету (в мастерской это сделать гораздо удобнее, чем на лесах), что вдвое сокращает расходы на монтаж.

 

Будущее медиафасадов

Два светодиодных экрана общей площадью 500 кв. м. с возможностью демонстрировать любое видео – это проект медиафасада строящегося ТЦ «Арена». Смотреть на такой экран можно будет только с расстояния не менее 50 метров – ближе увидите только мерцающие лампочки. Больше света, больше медийности и больше информативности – вот, пожалуй, главные направления, в которых будут развиваться сначала центральные улицы города, а затем, в перспективе, остальные.

Мы уже наблюдали, как в наружной рекламе обычные баннеры сначала заменялись электромеханическими призматронами, а затем и светодиодными экранами. То же самое ожидает фасады: в ближайшее время статичные вывески на витринах города заменятся плазменными или LED-экранами, которые смогут выдавать гораздо более полную информацию, притягивая внимание потенциального покупателя. Бегущие светодиодные строки, которыми уже оборудован ряд торговых точек красной линии – станут чуть ли не обязательным атрибутом: мы будем получать гораздо больше информации о товарах и услугах, просто проходя по улицам. С увеличением доступности технологий (а все новейшие технологии когда-нибудь дешевеют) цена контакта будет уменьшаться а значит окупит затраты на использование новых визуальных решений. Если участь, что уже сегодня цена мультимедийного экрана (30 тыс. руб.) всего в 4 раза выше цены светового короба, притом, что возможности экрана несравнимо больше – направление прогресса очевидно.

- Мы были первыми, кто начал заниматься подсветкой магазинов мателлогалагеновыми лампами, - вспоминает руководитель «Реклама-Мама». – Тогда это было чем-то эксклюзивным. Сегодня правят бал светодиоды, но пик их популярности уже проходит: в условиях роста количества торговых точек и, как следствие, обострения борьбы за покупателя – собственники уже готовятся к следующему шагу. В таких условиях  и властные структуры будут вынуждены больше внимания уделять внешнему облику объектов городской инфраструктуры, чтобы город привлекал не только буйством рекламных огней.

 

Константин Ганов.



Назад в раздел




Наверх