Барнаул



9 февраля Образован Октябрьский район

9 февраля 1938 года в Барнауле образован Октябрьский район

В конце XIX в. город начал расти в северном направлении, так как было решено вывести промышленные предприятия из жилой зоны.
Так в 1894 г. здесь были построены винокуренный и кожевенный заводы, железнодорожный мост через реку Обь и др. После установления советской власти на территории будущего Октябрьского района была сделана попытка создания «города-сада» - небольшого поселения с разреженной застройкой, обилием зелени и всеми удобствами городской жизни. Однако Гражданская война не позволила реализовать этот проект. В 30-х гг. территория Октябрьского района стала главным объектом социалистического строительства в городе. Был возведен Барнаульский меланжевый комбинат, вокруг которого впоследствии вырос «Соцгородок», рассчитанный на 13-14 тыс. жителей. В связи с образованием в 1937 году Алтайского края с центром Барнауле, постановлением Президиума горсовета 9 февраля 1838 года был создан Октябрьский район. В то время на территории района проживало 42 тыс. человек и насчитывалось 17 промышленных предприятий.
Во время ВОВ на территории района были размещены крупные предприятия эвакуированные со всей страны. Так в 1941 году в Барнауле появились «Трансмаш», Барнаульский станкостроитель¬ный завод, «Сибэнергомаш». Сегодня каждое третье промышленное предприятие горо¬да расположено на территории Октябрьского района.
 


10 февраля 1911 года Совет министров России принял решение о строительстве Алтайской железной дороги

10 февраля 1911 года Совет министров России принял решение о строительстве Алтайской железной дороги
В те времена она была необходима, так как после постройки Великого Сибирского пути усилился поток переселенцев из-за Урала на Алтай, однако крупный торговый центр – Барнаул отстоял от ближайшей станции Обь на 228 км. Алтайские торгово-промышленные деятели активно настаивали на строительстве железнодорожной ветки. Дважды барнаульская городская дума посылала своих депутатов в столицу, но там не торопились решать этот вопрос, так как не могли определиться с тем, в чьи руки передать строительство и вместе с ним огромные прибыли. Сооружение дороги началось в 1913 году в Семипалатинске при закладке пассажирского здания, впоследствии был основан вокзал на станции Алтайская. Весной 1914 года начато строительство вокзала станции Барнаул. Работа шла быстрыми темпами и в октябре 1915 года из Новониколаевска в Барнаул был отправлен первый пассажирский поезд. Протяженность дороги составила от Новониколаевска до Семипалатинска - 653 км, от Алтайской до Бийска - 147 км. В 1918 году Алтайская железная дорога вошла в состав Томской.


13 февраля 1956 года вышла в эфир первая передача Барнаульской студии ТВ

13 февраля 1956 года вышла в эфир первая передача Барнаульской студии ТВ
Барнаульское телевидение начиналось не с внушительного телецентра на Змеиногорском тракте, а с небольшого помещения в доме на пр. Ленина, 78. Телевизионная вышка высотой 37 метров стояла во дворе. На сегодняшний день она, к сожалению, не сохранилась. На здании же висит мемориальная доска, на которой написано «В этом здании с 1956 по 1963 год располагалась первая на Алтае Барнаульская студия телевидения». К слову сказать, наша телестанция стала третьей в Сибири после объектов в Омске и Томске. Томские инженеры занимались разработкой и монтажом ТВ аппаратуры в Барнауле. Первые передачи, вышедшие в эфир – это документальные и хроникальные фильмы. Первой же передачей барнаульского производства стало торжественное открытие телецентра и студии телевидения. Также в одной из первых программ был показан репортаж о демонстрации трудящихся Барнаула, посвященной 39-й годовщине Октябрьской революции. На Змеиногорский тракт телевизионщики переехали спустя 7 лет, в 1963 году.


14 февраля 1888 года в Барнауле открыта первая общественная библиотека

14 февраля 1888 года в Барнауле открыта первая общественная библиотека
Сегодня заведение известно как Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова. Идейным вдохновителем создания прообраза «Шишковки» стал В. К. Штильке, предложивший Обществу попечения о начальном образовании открыть на пожертвования частных лиц библиотеку для широкой публики. Большое участие в развитии библиотеки приняли ссыльный студент И. Е. Овсянкин и политссыльный М. О. Курский, ставший первым библиотекарем. Судьба заведения складывалась нелегко, книжный фонд сильно пострадал от погрома горожан, недовольных деятельностью политссыльных, работавших в библиотеке, и от пожара 1917 г., когда все книги были почти полностью уничтожены. За всю историю знаменитая «Шишковка» сменила множество названий: центральная, окружная, губернская, краевая (1937 г.). В 1971 г. библиотека переехала в новое 4-этажное здание, с 10-ярусным книгохранилищем, рассчитанным на 1 млн. томов. Спустя два года ей присвоили имя писателя и исследователя В. Я. Шишкова. Сегодня шишковка – это не только сокровищница книг, но и площадка информационных технологий в духе ХХI века. Более того, для многих она стала родным домом, ведь здесь не только читают, готовятся к экзаменам, но и общаются, влюбляются и даже назначают свидания.



14-18 февраля 1902 года в Барнауле появилась Гоголевская улица

14-18 февраля 1902 года в Барнауле появилась Гоголевская улица
В 1902 году в связи с 50-летним юбилеем кончины писателя Н. В. Гоголя городская дума постановила переименовать Кузнецкую улицу в Гоголевскую, а ее жителям было предоставлено право на свои средства установить бюст Гоголя в районе пересечения улицы Гоголя и Московского (ныне Ленинского) проспекта. В городской общественной библиотеке было разрешено открыть особый бесплатный народный отдел им. Гоголя, а учащимся начальных школ бесплатно раздать отдельные произведения Гоголя.
Стремление поставить бюст Н.В. Гоголю на частные пожертвования горожан так и не было осуществлено. Однако название барнаульских улиц в честь писателей, регулярные литературные праздники, посвященные памятным юбилеям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя являются подтверждением того, что Сибирь находилась в орбите мощного влияния культуры европейской части страны. Сегодня улицы, названные в честь писателя Н. В. Гоголя есть во многих городах России: Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Челябинске и др.


20 февраля 1959 года началась история ОАО «Барнаулкапстрой»

20 февраля 1959 года началась история ОАО «Барнаулкапстрой»
В этот день принято решение «О создании отдела капитального строительства при горисполкоме». Ранее застройка городских территорий велась бессистемно, на разрозненных площадках. Главная задача созданного в Барнауле отдела капстроительства - сосредоточить в одних руках государственные вложения, обеспечить комплексную застройку территорий с полной социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурой. За промежуток менее года (уже к концу 1959 года) ОКСом горисполкома было сдано 47 тыс. кв. м жилья, две школы и детская больница. В дальнейшем с увеличением объемов строительства ОКС из отдела преобразован в управление. В 1993 году в соответствии с требованием времени, УКС горисполкома стал муниципальным предприятием «Барнаулкапстрой». А в 2010 году МУП реорганизовано в ОАО «Барнаулкапстрой», однако приоритеты компании остались прежними – строительство жилья для горожан со средним достатком, а также больниц, школ, детских садов и других значимых для города объектов. За всю свою историю «Барнаулкапстроем» возведено множество жилых домов и объектов инфраструктуры, среди них гостиницы «Сибирь», «Центральная», «Барнаул»; стадион «Динамо»; кинотеатр «Мир»; библиотека им. В. Шишкова, а также ряд современных жилых кварталов и др.

 


23 февраля 1987 началась история здания современного «Теплого рынка»

23 февраля 1987 началась история здания современного «Теплого рынка»

В тот день барнаульским горисполкомом было принято решение о выделении земли по адресу: Павловский тракт, 54 под строительство автобазы Алтайкрайпотребсоюза. В настоящее время в здании бывшей автобазы находится рынок автозапчастей «Теплый рынок», излюбленное место барнаульских автолюбителей.
Одним из интересных проектировочных решений этого здания является использование в конструкции деревянных ферм. Данный факт был обусловлен существенной экономией, ускорением сроков строительства и прочностью конструкции, ведь дерево по многим показателям не уступает железобетону и стали. Оно экологично, имеет малый удельный вес, способно принимать практически любую форму и легко поддается обработке инструментами при достаточном для большинства случаев сопротивлении механическим усилиям.





 

Алтайский строительный портал


Возврат к списку

Наверх