16 Ноября 2015
Александр Деринг: «Барнаулу нужно многое переосмыслить в вопросах благоустройства»

Комсомольский.JPG

Известный архитектор – о присуждении краевому центру статуса одного из самых благоустроенных городов России. 
На днях пришла хорошая новость, во многом неожиданная. Барнаул официально признан Правительством РФ одним из самых благоустроенных городов России. «Столица мира» уступила только Краснодару. Правда, в конкурсе участвовало всего 69 городов (из более чем тысячи) из 17 регионов. Но все равно приятно. Другое дело – насколько заслуженно? Самый благоустроенный – это ведь не только самый зеленый, но прежде всего - самый комфортный для жизни. Можно ли считать благоустроенным город, в котором негде присесть, так как лавочек почти нигде не встретишь, и сложно не споткнуться вечером, потому что далеко не все улицы хорошо освещены, не говоря уже о дворах? 

По просьбе Журнала "Стройка-Алтай" своим мнением с нашими читателями поделился известный архитектор и общественный деятель Александр Деринг:
Деринг 2.jpg
- Не исключаю, что статус одного из самых благоустроенных городов России дан Барнаулу авансом. Потому что работать нам по части благоустройства еще много надо. В каких направлениях? Прежде всего, речь должна идти о комфортной городской среде, о комфорте людей. И не только автомобилистов, не только о качестве дорог надо говорить, но и о комфортном передвижении пешеходов. Считаю, что особое внимание нужно обратить на общественные, публичные пространства. В этом мы не дотягиваем до хорошего уровня. Не хватает качественного мощения тротуаров. С этим у нас плоховато. Если оглядеть другие сибирские города, там, как минимум, центральные гостевые, туристические маршруты вымощены. Центр – это центр. В Барнауле, как минимум, Ленинский, Красноармейский, Социалистический проспекты заслуживают такого же внимания. Не говоря уже об исторической части города. Конечно, желательно их замостить, сделать благоустройство по современным стандартам. Пешеходные зоны лучше именно мостить, чем асфальтировать. Местами у нас асфальт в плохом состоянии даже в центре города – можно запнуться, с коляской невозможно проехать. Мощение – оно более долговечно и ремонтопригодно. Провалилась плиточка – подправил или заменил. В таком покрытии, если все по уму сделано, с дренажом, и вода не застаивается. 
Важная задача – санация зеленых насаждений, замена старых деревьев и кустарников там, где это необходимо. Местами санация требуется уже и Ленинскому проспекту.  
Особое внимание надо уделить вопросам организации безбарьерной среды для маломобильных людей. У нас приняты и городская, и краевая программы, их нужно реализовывать. В целом нужно заботиться о том, чтобы людям было где пройти, присесть. 

Город меняется в лучшую сторону, это видно. Октябрьскую площадь более-менее привели в порядок. Когда откроется музей, сделают благоустройство вокруг – думаю, будет интересно. 

Все требует ухода, благоустройством в том числе надо заниматься. Особенно на дворы следует обратить внимание. Просто ужасно, что там творится! 
Еще одна проблема, о которой хочу сказать – повышение «культурного слоя» в центральной части Барнаула. Дороги и тротуары стали выше, чем уровень земли внутри кварталов и дворов.  Раньше вся вода естественным путем стекала на дороги и уходила в ливневую канализацию. Сейчас асфальт «подрос»: ведь при ремонте дорог у нас на старый асфальт накладывается новый слой. А через какое-то время, при очередном ремонте, еще один. В результате в старых дворах, что ни дождь – огромные озера, невозможно пройти. Эту проблему нужно решать обязательно. 

Демидовская площадь.JPG

Надо подумать также на тему организации пешеходных зон, в основе которой – возможность более быстро и безопасно пройти из точки «А» в точку «Б». Люди протаптывают эти «народные тропы», но их надо благоустроить. Мы попробовали закрепить эти тропы как внутриквартальные, делали проект внутриквартального перехода, с мощением маршрута, лавочками, чтобы присесть. Такие маршруты станут точками притяжения, там будет оживление. Особых препятствий на пути прокладки таких маршрутов, например, от кинотеатра «Россия» до пр. Красноармейского, я не вижу. Где-то придется расширить, трансформировать внутренние проезды, тротуары, добавить благоустройства, провести освещение, чтобы люди не ходили в потемках. Я только в центре таких маршрутов нашел несколько, а вообще в городе их очень много. Я выкладывал проект в Сеть, было обсуждение. Но воз и ныне там.
Еще одна интересная тема благоустройства – велодорожки. Велосипедистов в городе становится все больше, несмотря на наш климат, эта инфраструктура становится все популярнее. Люди катаются, но где попало. Они все равно будут кататься, нам надо только упорядочить это дело. В принципе, это возможно. Например, в исторической части города есть не очень активные в транспортном отношении улицы. Там можно безболезненно проложить велосипедные маршруты. Причем совмещенные с культурной составляющей: по ходу движения велосипедистам можно будет посмотреть какие-то памятники культурного наследия, историческую застройку. Хорошая идея, ее можно реализовать в рамках создания туристического кластера «Барнаул – горнозаводской город». А в новых микрорайонах велодорожки нужно закладывать на этапе проектирования. Но проблема в том, что градостроительное проектирование в нашем городе сейчас находится в довольно критическом состоянии. Проектирование ведется не совсем комплексно: одну часть территории один застраивает, другую – другой. Имеет место определенная несогласованность. Нет такого мастер-плана, в котором большое внимание было бы уделено благоустройству, вопросам внутренней жизни квартала, микрорайона. 

Сити.JPG

Вот, скажем, Москва собянинская. Дело ведь даже не в огромных деньгах, которые есть у столицы; они многого добились не потому, что деньги, а с помощью властных инструментов. Там дома не принимаются, пока не будут приняты объекты социальной инфраструктуры. Считаю, что Барнаул стоит у черты, когда нужно многое переосмыслить. Наверное, нужно разрабатывать новый регламент по благоустройству города, с современным пониманием задач. Мы не сможем себе позволить такое дорогостоящее благоустройство, как в Москве, но мы можем сделать умно и дешево. Недавно в Москве выпустили методичку с правилами по благоустройству. В них доступно, понятным каждому языком, с инфографикой изложены разные виды благоустройства. У Барнаула тоже должна быть такая методичка. Надо вообще работать так, как весь мир цивилизованный работает. Скажем, заходим на официальный сайт Барнаула, находим рубрику «Благоустройство», а там в открытом доступе размещен регламент по благоустройству. Сморим, сравниваем с тем, как оно есть на нашей улице и начинаем задавать вопросы: а почему в нашем дворе или на улице нет того-то и того-то, а это хоть и есть, но с нарушением регламента. Допустим, сэкономила УК на чем-то, а жители им указывают, что по действующему регламенту на этом нельзя экономить. У горожан должна быть возможность сослаться на какой-то официальный документ. Так должно быть. Нам надо ориентироваться на передовые образцы городского благоустройства. 
Интересы города – в создании качественной жизни горожан. А для этого должны быть приняты стандарты такой жизни.
У Барнаула есть все предпосылки стать городом-садом. Мы живем на юге Западной Сибири, у нас климат мягче, чем в других сибирских городах. Этим преимуществом можно и нужно пользоваться. Я люблю Барнаул, верю в него. Если захотим – переплюнем все другие города. 
Андрей Беспалов

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений


Наверх